В августе мы отмечаем очередную годовщину со дня рождения художника Исаака Ильича Левитана. Художника, который как никто другой, умел чувствовать и понимать не яркую, не броскую, но такую пленительную красоту средней полосы России, которую он воспевал на своих полотнах. 15 августа в краеведческом клубе «Истринские зори» Центральной библиотеки имени А.П. Чехова прошла увлекательная встреча, посвященная жизни и творчеству Исаака Левитана, которую провела для гостей клуба Сусанна Сергеевна Елизарова.
Вдохновенный рассказ о Левитане и Чехове сопровождался прекрасно подобранным видеоматериалом. Гости клуба увидели не только картины и редкие фотографии самого художника, но и работы Марии Павловны Чеховой и Софьи Петровны Кувшинниковой, работы великих художников – учителей и кумиров Левитана, услышали музыкальные отрывки из «Лунной сонаты» Бетховена, которой всегда заканчивались знаменитые музыкальные бабкинские вечера и прекрасной музыки Сен-Санса.
Левитан был близким другом писателя Антона Павловича Чехова, которого очень любил, творчеством которого бесконечно восхищался. Особенно нравились художнику описания природы у Чехова, Левитан считал Антона Павловича гениальным пейзажистом в литературе. Левитан и Чехов родились в один год и оба слишком рано ушли из жизни, оставив нам в наследство бесценный дар – свое гениальное творчество, которое волнует и восхищает нас по-прежнему. Дружба двух великих творцов, внесших огромный вклад не только в отечественную, но и в мировую культуру всегда вызывала большой интерес у людей.
В нашей стране проходило несколько крупных выставок Левитана, которые знакомили зрителей с лучшими живописными и графическими произведениями мастера, давали представление о подлинном масштабе его дарования, о той роли, которую он сыграл в истории пейзажной живописи конца девятнадцатого века. Его современники справедливо называли художника «поэтом русской природы». Художник Михаил Нестеров писал: «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже – его душу, его очарование». Исаак Ильич Левитан создал картины, которые входят в нашу жизнь со школьной скамьи и остаются любимыми на многие годы. И особенно приятно то, что истринская земля связана с именем великого художника. Красота природы нашего края очень вдохновляла Левитана, здесь он провел один из самых счастливых периодов своей короткой жизни.
Левитан родился в бедной еврейской семье, и с ранних лет знал, что такое бедность и нищета. В семье было четверо детей, два сына и две дочери. Художественные склонности у обоих сыновей отец заметил рано. Мальчики всегда с упоением что-то рисовали, лепили, и неудивительно, что оба сына поступили в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Вскоре после переезда в Москву умирает его мать, а через два года от брюшного тифа скончался отец. После смерти родителей Левитану было очень тяжело. Он много голодал, испытал всю горечь бедности и унижений. Потеряв самых близких и родных людей, Левитан подчас не имел даже ночлега. Юноша часто коротал ночи в холодных классах училища. Но у него были прекрасные учителя. С самого начала обучения мальчик оказался в натурном классе художника Василия Перова.
Левитан работал много и упорно, и за его трудолюбие и ввиду крайней бедности Попечительский совет педагогов училища избавил его от платы за обучение. И тут случился поворот в судьбе Левитана. Дарование юного художника и его склонность именно к пейзажной живописи увидел другой педагог училища – Алексей Кондратьевич Саврасов. Он буквально «выпросил» Левитана у Перова для занятий в своем классе. Исаак Ильич стал любимым учеником Саврасова. В то время Алексей Саврасов был уже прославленный живописец, академик и любимый учениками педагог.
Уже в ранних работах Левитана появилось свойственное ему поэтическое восприятие природы. И вот это умение художника так тонко и глубоко чувствовать природу довольно рано принесло юному дарованию свои плоды. И в 1879 году на ученической выставке его картина «Осенний день. Сокольники» была не просто замечена зрителями, а заинтересовала самого Павла Михайловича Третьякова – известного коллекционера и знатока искусства, и он купил эту картину для своей галереи. А фигуру женщины, идущей по аллее, вписал в эту картину Николай Чехов, который тоже вместе с Левитаном учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Они были близкими друзьями и помогали друг другу в работе. Николай и познакомил Левитана со своим старшим братом Антоном, который в то время заканчивал медицинский факультет Московского Университета.
Антон Павлович удивлялся неутомимости Левитана в работе, его расцветающему таланту и сказал ему однажды : «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка!» и пригласил художника провести лето 1885 года недалеко от Воскресенска, вблизи Ново-Иерусалимского монастыря. Левитан поселился в деревне Максимовка, выбрав самую нищую и дешевую избу у горшечника Василия, а семья Чеховых жила в имении Киселевых в Бабкино. Живописная усадьба была расположена на высоком берегу реки Истры. Оттуда открывался вид на зеленую долину извилистой реки, на луга, поля, леса и окрестные деревушки. Чехов не мог налюбоваться этим бесконечно родным пейзажем. «Бабкино – говорил он – это золотые россыпи для писателя».
Владельцы усадьбы, Алексей Сергеевич и его жена Мария Владимировна, были прекрасные люди. Эта была замечательная семья, хранившая традиции русской культуры, любившая литературу и музыку. Мария Владимировна сотрудничала в детских журналах. Чехов редактировал ее рассказы и помогал печататься. А вскоре в Бабкино из Максимовки перебрался и Левитан. Чехов сказал тогда про него: «Первое время мой Левитан чуть не сошел с ума от восторга».
Здесь в имении часто устраивались литературные и музыкальные вечера, велись оживленные беседы о музыке, литературе и театре, все это проходило в обстановке непринужденности и искреннего веселья. Каждый из проживающих в усадьбе занимался своим любимым делом. Чехов много писал. Здесь он написал такие знаменитые рассказы как «Налим», «Дочь Альбиона», «Верочка» и многие другие. А Левитан работал над этюдами. Здесь им была начата картина «Березовая роща», которую он закончит в Плесе. В ней художник передал игру солнечного света и тени, зеленый цвет здесь и светится и дышит.
В Бабкино Чехов и Левитан часто вместе ходили на охоту, увлекались рыбной ловлей, совершали длительные прогулки по живописным окрестностям. Именно здесь Левитан по-настоящему сблизился с Чеховым, их влекло друг к другу родство вкусов, единство интересов, они оба любили в природе и элегию сумерек и буйство заката. Примерно в это же время художник написал удивительный портрет Антона Павловича. Чехов тогда был молод, он еще резвился на страницах юмористических журналов, но Левитан смог увидеть черты, которые как-бы предугадывали его близкое будущее: великого русского писателя, страждущего о судьбах России. Вскоре художник напишет картину «Река Истра» и на память о прекрасном времени, проведенном ими здесь, в Бабкино, подарит ее Чехову. Сюжет картины прост: от самого края вглубь холста уходит извилистое русло гладкой реки, узкая полоска неба светло-серая, почти такого-же цвета, что и река. Великое очарование простоты! Не потому ли так любил эту картину Чехов, сам узаконивший простоту и в своей литературе.
Левитан был увлечен сестрой Чехова, он объяснился ей в любви, но Мария Павловна была растеряна и не знала, что ответить Левитану. Левитан с неделю ходил по Бабкино мрачной тенью, но этот роман не имел продолжения. Всю жизнь они оставались лучшими друзьями, Левитан много помогал Марии Павловне в занятиях живописью, и эти занятия не прошли для нее даром.
В марте 1886 года Левитан совершил поездку в Крым, где в течении 2-х месяцев создал несколько десятков этюдов. Впервые в картинах Левитана вместо серых облаков появилось ярко-синее небо, море, горы, ощущение зноя и горячего песка. Из Крыма он пишет Чехову: «Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что… заплакал…вот где вечная красота, и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество». После поездки в Крым жизнь Левитана несколько изменилась. Материальное положение улучшилось и теперь он мог снимать жилье в Москве и позволить себе бывать в гостях у разных интересных людей. На одном из таких званых вечеров Исаак Ильич познакомился с Софьей Петровной Кувшинниковой. Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Она привлекала своей неповторимой оригинальностью. Незаурядная пианистка, игрой которой заслушивались общепризнанные пианисты-виртуозы, она была еще и одаренной художницей, чьи работы приобретал Павел Третьяков. В ее салоне собирались врачи, писатели, художники, музыканты, артисты. Были вхожи туда и Чеховы. Именно они привели сюда на один из вечеров Левитана. Необыкновенная красота художника резко выделяла его среди всех ее гостей. Софья Петровна влюбилась в Левитана, а он ответил ей взаимностью. Она стала брать уроки живописи у Левитана.
Вскоре художник уехал на Волгу и вместе с ним, как ученица, поехала и Софья Петровна. Они побывали в маленьком, тихом и поэтически красивом Плесе, который оказался уютным и теплым уголком, какого давно жаждала душа Левитана. Здесь он впервые начнет писать цветы: лесные фиалки и незабудки, васильки и кувшинки. А потом он напишет ее портрет, в котором он передал ее своеобразное очарование и какую-то милую задумчивость. Софья Петровна была свидетельницей создания многих крупных и знаменитых его картин, таких как «Владимирка» и «Над вечным покоем». Когда Левитан работал над своим шедевром, картиной «Над вечным покоем», Софья Петровна играла ему 3-ю Героическую симфонию Бетховена, симфония потрясала Левитана и он прятал слезы при ее исполнении.
В 1890 году Левитан совершает первую поездку в Западную Европу, чтобы ознакомиться с современной живописью европейских художников, а так же с произведениями импрессионистов, среди которых он особенно любил Камиля Коро. Позднее художник ездил за границу неоднократно. В Европе Левитан написал целый ряд пейзажей, и все же художник, безгранично влюбленный в природу России, скоро начал скучать за рубежом. Он всей душой рвался на родину. Там, в России было его сердце и все художественные помыслы.
После возвращения из-за границы Левитан напишет картину «Тихая обитель». Успех картины был потрясающий. Антон Павлович Чехов в своей повести «Три года» описывает эпизод, где героиня рассматривает на художественной выставке картину, и чувствуется, как Чехов передает свое впечатление именно от этой картины. Об этой картине Чехов писал: «Его картина «Тихая обитель» производит фурор!». Чехов сам замечательный мастер пейзажа и поэт природы, превосходно понял и раскрыл характерные черты многих левитановских пейзажей. Вот что он писал об одной из самых известных картин Левитана «Золотая осень»: «настроение природы здесь необыкновенно грустное, приветливое, красивое и такое, когда хочется улететь вместе с журавлями…».
В последние годы Левитан много и плодотворно работал. Все казалось внешне благополучным, но в тайне Левитан глубоко страдал и не был счастлив. Застарелая болезнь сердца шла рядом со все возрастающим успехом художника. Болезнь настигала, принося нестерпимую боль. Страшно и безнадежно больной он создал одно из самых больших и значительных своих полотен — картину «Озеро. Русь». Она стала его «лебединой песней» и воспринимается как завещание, как торжество жизни.
За полгода до смерти, будучи уже тяжело больным он навестил своего любимого друга – Антона Павловича в Ялте, и по просьбе Чехова написал над камином в кабинете писателя этюд – «Стога сена в лунную ночь». Эта картина напоминала Чехову ту родную природу, о которой он так тосковал, живя в Крыму.
Жизнь Левитана оборвалась слишком рано. Он скончался от легочного кровотечения, не дожив всего двадцать шесть дней до своего сорокалетия. Он был похоронен на старом еврейском кладбище за Дорогомиловской заставой в Москве, в 1900 году. Его смерть стала большой утратой для Чехова, который пережил своего друга только на четыре года. В августе 1941 года могила Левитана была перенесена на Ново-Девичье кладбище, где похоронен Антон Павлович Чехов.
В милом, поэтическом Бабкине был установлен памятный камень с надписью о пребывании Чехова и Левитана. А в октябре 2008 года появился великолепный памятник из искусственного белого камня. Автор памятника, скульптор Сергей Казанцев, изобразил двух друзей — Чехова и Левитана в один из самых счастливых периодов их короткой жизни, когда они были молоды, полны творческих планов и жизненных сил, в тот период, когда они жили в Бабкино.
Людмила Рожкова