……………………Декабрь……………………..
2 декабря
Александр Андреевич Прокофьев
(1900 – 1971) – 120 лет со дня рождения
Поэт. Участник Гражданской войны все свои впечатления и переживания этого лихого времени выразил в поэзии. Первые сборники стихов – «Полдень», «Улица Красных зорь», «Победа» – отразили происшедшие в стране перемены, ломку традиционного деревенского уклада. Поэт воспевал простых русских парней («сосновых кряжей»), крепких духом и телом. Крестьяне, рыбаки, недавние красноармейцы – герои его произведений. В 1930-е годы опубликовал сборники стихов «Временник», «В защиту влюбленных» и другие. В годы Великой Отечественной войны писал боевые агитационные стихи, частушки, лозунги. О патриотизме советского народа, о красоте родной природы написал в самом значительном своем произведении – поэме «Россия» (Государственная премия СССР 1946 года). Сборники «Заречье» и «Приглашение к путешествию» отмечены ясностью и глубиной формы. Опубликовал несколько сборников стихов для детей, переводил произведения украинских и белорусских поэтов.
4 декабря
Алексей Николаевич Плещеев
(1825 – 1893) – 195 лет со дня рождения
Поэт. После окончания Петербургского университета активно участвовал в кружке революционера-социалиста М.В. Петрашевского. За это был приговорен к смертной казни, которую заменили ссылкой рядовым в Оренбургские линейные войска. Вернулся в Москву через десять лет. Начал печататься в 1844 году. Социалистические идеалы петрашевцев, выраженные в абстрактно-романтических образах, воплощены в сборнике «Стихотворения». Некоторые стихи из этого сборника стали революционными песнями («Вперед! без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…»). В стихах, посвященных народной жизни («Скучная картина», «Родное»), и в сатире на либералов заметно влияние Н.А. Некрасова. Переводил из немецкой (Г. Гейне, М. Гартман), французской (В. Гюго), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Т. Мур), венгерской (Ш. Петёфи), итальянской (Дж. Леопарди) поэзии. Занимался переводами украинских поэтов: Т.Г. Шевченко, А. Совы, В. Сырокомли. Писал стихи для детей (сборник «Подснежник»), пьесы, критические статьи, фельетоны.
5 декабря
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)
(1820 – 1892) – 200 лет со дня рождения
Поэт. Его стихи «текут», обволакивают, поражают вначале не зримыми образами, не смыслом, а звуком, проникающим в душу. «Шепот, робкое дыханье», «Какое счастие: и ночь, и мы одни!», «На стоге сена ночью южной». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. С несвойственной до него русской поэзии конкретностью он воссоздал в лирике мимолетные душевные настроения и состояния – эту текучую «материю» всякой человеческой жизни. Поэзия его музыкальна, мелодична. Звук – особо податливый материал для выражения сиюминутного настроения. Поэт предпочитает иметь дело именно со звуком, а не со смыслом.
Первый сборник стихов «Лирический пантеон» вышел еще в студенческие годы. Он активно публиковал свои стихи в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Но к началу 1860-х годов, когда в стране шло резкое размежевание общественных сил, связанное с революционной ситуацией, начинается полоса отчуждения. Перестав писать, поэт порывает с «Современником», замыкается в мирке хозяйственных забот. Только на склоне лет он вновь обращается к творчеству. В 1883 – 1891 годах выпускает один за другим четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни». В своей поэтической практике он избегает обращения к социальной действительности, выступает принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства». Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила», «чудные картины» зимы, вечера, ночи. Особенно ярко вкус к живописным пластическим картинам проявился у него в антологических стихах «Вакханка», «Диана». Многие стихи положены на музыку. Известен переводами. Автор мемуаров «Мои воспоминания».
12 декабря
Василий Семенович Гроссман
(1905 – 1964) – 115 лет со дня рождения
Писатель. Первая повесть «Глюкауф» из жизни советских шахтеров была написана выпускником физмата МГУ, работавшим инженером на шахте. В книжке «В городе Бердичеве», посвященной гражданской войне, привлекли внимание М. Горького рассказы «Четыре дня», «Товарищ Федор», «Кухарка». Перед самой войной напечатан роман «Степан Кольчугин». С первых дней Великой Отечественной войны – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда», где в июле-августе 1942 года печатается его новая повесть «Народ бессмертен». По горячим следам Сталинградской битвы начинает писать роман-дилогию «За правое дело», но опубликовал его только в 1954. Долгое время работал над своим главным произведением – романом «Жизнь и судьба». С большой достоверностью писатель показал, как жестокая война расставляла все по своим местам, разоблачая ложные ценности и атмосферу всеобщей подозрительности, возвращала к истинным представлениям о чести и честности. Роман был закончен в 1960 году, его долго редактировали, но, несмотря на «оттепель» в стране, при жизни автор не увидел свой «опасный Сталинградский эпос» напечатанным. Лишь в 1988 году он был опубликован в журнале «Октябрь».
12 декабря
Евгений Захарович Воробьев
(1910 – 1991) – 110 лет со дня рождения
Писатель. Родился в Риге. Участник Великой Отечественной войны. Основная тема его рассказов, повестей и романов – война, ратный подвиг советских людей. Автор книг: «Однополчане», «Товарищи с Западного фронта. Очерки», «Сколько лет, Сколько зим. Повести и рассказы» и других. В 1952 году опубликовал роман «Высота» – о строительстве завода в Магнитогорске, по которому снят одноименный фильм.
14 ноября
Михаил Петрович Старицкий
(1840 – 1904) – 180 лет со дня рождения
Драматург. Вместе со своим другом М.Л. Кропивницким организовал первую украинскую профессиональную театральную труппу. Литературную деятельность начал с переводов на украинский язык русских и зарубежных поэтов. В 1881 году издал сборник оригинальных стихотворений «Из старой тетради. Песни и думы». Но широкую известность принесла ему драматургия. Его реалистические социально-бытовые пьесы «Не суждено», «Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницю», «Во тьме», «Судьба» раскрывали противоречия послереформенной эпохи, паразитизм эксплуататоров и тяжелую подневольную жизнь простых людей. В исторических драмах «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Оборона Буши» отражена героическая борьба украинского народа с польской шляхтой и турецко-татарскими завоевателями в XVI – XVII веках. Старицкому принадлежат также инсценировки произведений Н.В. Гоголя, польской писательницы Э. Ожешко, историческая трилогия «Богдан Хмельницкий».
17 декабря
Константин Яковлевич Ваншенкин
(1925 – 2012) – 95 лет со дня рождения
Поэт, писатель. Действующая армия стала его «университетом». После войны поступил в геолого-разведочный институт, но, страстно увлеченный поэзией, перешел в Литературный институт, окончил его в 1953 году. Первое стихотворение опубликовал сразу после Великой Отечественной войны, оно посвящалось освобождению Венгрии от фашистских захватчиков. В 1951 году выходит первая книга поэта «Песня о часовых». Потом выпустил сборники «Лирические стихи», «Весна» и другие. Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами музыки большинства из которых были Э. Колманоский и Я. Френкель. Его «визитной карточкой» стала песня «Я люблю тебя, жизнь». Популярные «Алеша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы» и другие вошли в репертуар известных певцов. В 1957 году А.Т. Твардовский охарактеризовал Ваншенкина как «способнейшего из современников». В конце 1950-х начинает писать прозу: сборник повестей «Армейская юность», книга о поэзии «Непонятливая Лика», сборник мемуаров «Писательский клуб» и другие. Лауреат Государственных премий: СССР (1985 год, Российской Федерации (2001 год).
18 декабря
Сергей Николаевич Есин
(1935 – 2017) — 85 лет со дня рождения
Писатель. После университета, отслужив в армии, работал в Литературном фонде РСФСР – ездил с выставками по стране. Кроме искусствоведческого опыта приобретает опыт актерский: подрабатывает в массовках «Мосфильма», в театре – во вспомогательном составе. Работал корреспондентом в газете, главным редактором звукового журнала «Кругозор», главным редактором редакции литературно-драматических передач Всесоюзного радиовещания. В 1969 году выходит в свет первая повесть «Живем только два раза», а в 1976 году журнал «Юность» публикует рассказ «При свете маленького прожектора», ставший знаковым для своего поколения. Но настоящая писательская слава обрушилась на него в 1985 году, когда журнал «Новый мир» опубликовал роман «Имитатор» – о посредственном художнике, добивающемся признания интригами и писанием портретов крупных чиновников. События начала 90-х годов нашли отражение в произведении «Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов». О новых типпажах современной жизни написал в романах «Гладиатор», «Гувернер». С 1987 года преподаватель, в 1992—2006 годах также ректор Литературного института имени А.М. Горького. Заведующий кафедрой творчества (с 1994 года), профессор. Член правления (с 1994 года), секретарь (с 1999 года) Союза писателей России. Вице-президент Академии российской словесности.
19 декабря
Даниил Лукич Мордовцев
(1830 – 1905) – 190 лет со дня рождения
Писатель. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Более 30 лет служил чиновником в Саратове. Был редактором «Саратовских губернских ведомостей». Сотрудничал в демократических журналах «Русское слово», «Отечественные записки», «Дело». Первое произведение – поэма «Казаки и море». Борьба революционного народничества нашла отражение в повести «Новые русские люди», романе «Знамения времени». Сам писатель народнических взглядов не разделял, но попытался объективно разобраться в новом общественном явлении. Большой популярностью пользовались его исторические романы «Двенадцатый год», «Лже-Дмитрий», «Царь и гетман», «Соловецкое сидение», «Господин Великий Новгород», «Сагайдачный», «Царь Петр и правительница Софья», «За чьи грехи?», в которых проявился интерес писателя к демократическим движениям. Мордовцев – автор публицистических и исторических работ «Самозванцы и понизовая вольница», «Гайдаматчина», «Политические движения русского народа», «Накануне воли».
19 декабря
Николай Матвеевич Грибачев
(1910 – 1992) – 110 лет со дня рождения
Писатель, поэт. Главный редактор журнала «Советский Союз» (1950 -1954, 1956 – 1991). Председатель Верховного Совета РСФСР (1980 – 1990), секретарь правления Союза писателей СССР (1959 – 1991). Автор стихотворных сборников «Северо-Запад», «По дорогам войны», «Любовь моя шальная» и других. Поэмы «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе» удостоены Государственной премии СССР (1948, 1949 годы).
20 декабря
Галина Иосифовна Серебрякова
(1905 – 1980) – 115 лет со дня рождения
Писательница. Была репрессирована. В трилогии «Прометей» («Юность Маркса», «Похищение огня», «Вершины жизни») и примыкающем к ней романе о Ф. Энгельсе «Предшествие» создала образы основоположников научного коммунизма. Автор книг очерков «Женщины эпохи французской революции», «О других и о себе», книги воспоминаний «Странствия по минувшим годам».
20 декабря
Евгений Борисович Рейн
(1935 – ) – 85 лет со дня рождения
Поэт. В лирике, отмеченной элегичностью, драматизмом, богатством звуковой палитры, – тоска по быстротекущему времени, переживание распада исторических связей, эрозии человеческих отношений. Сборники стихов: «Имена мостов», «Темнота зеркал», «Против часовой стрелки», «Предсказание» и другие. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997 год). Автор сценариев документальных фильмов. В настоящее время преподает на кафедре литературного творчества в Литературном институте имени А.М. Горького. Живёт в Москве.
21 декабря
Всеволод Витальевич Вишневский
(1900 – 1951) – 120 лет со дня рождения
Драматург. Редактор журнала «Знамя» (с 1944 года). Первая революционно-романтическая пьеса «Первая конная» вышла в 1929 году. Публицистическая трагедия «На Западе бой» – одна из первых антифашистских пьес. Его «Оптимистическая трагедия» и киносценарий «Мы из Кронштадта» стали классическими произведениями советской драматургии. Пьеса «Незабываемый 1919-й» – Государственная премия СССР (1950 год).
23 декабря
Виктор Александрович Курочкин
(1925 – 1976) – 95 лет со дня рождения
Писатель. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Большая часть произведений, включая наиболее известную повесть «На войне как на войне», посвящены военной теме. На личном опыте основана и книга «Записки народного судьи Семена Бузыкина». Курочкин выступил также в роли киносценариста: фильмы «Ссора в Лукашах» и «На войне как на войне». Выпустил сборник «Осиновый край».
25 декабря
Павел Николаевич Васильев
(1910 – 1937) – 110 лет со дня рождения
Поэт. Родился в Казахстане в семье учителя. В юности много странствовал: был старателем на золотых приисках, плавал на баржах и пароходах по сибирским рекам, побывал в Японии. В стихах и поэмах («Песня о гибели казачьего войска», «Соляной бунт», «Христолюбовские ситцы») запечатлен быт дореволюционного семиреченского казачества. Погиб в заключении 26 лет от роду.
26 декабря
Николай Николаевич Златовратский
(1845 – 1911) – 175 лет со дня рождения
Писатель. Родился во Владимире. Печататься начал в «Отечественных записках» в 1866 году. тема деревни была главной: повести «Крестьяне-присяжные», «Деревенские будни». В них он выразил свое народническое мировоззрение. Радикально настроенной молодежи посвящена повесть «Золотые сердца». Программным стал роман «Устои», где автор ратовал за утверждение нравственной красоты.
30 декабря
Даниил Иванович Хармс (Ювачев)
(1905 – 1942) – 115 лет со дня рождения
Поэт, писатель. В ранней юности подражал футуристам, во второй половине 1920-х годов отказался от преобладания «зауми» в стихосложении. В 1925 году познакомился с кружком литераторов-авангардистов, быстро приобрел скандальную известность в их кругах под изобретенным еще в 17 лет псевдонимом «Хармс» (от французского – «шарм» и английского – «вред»). Псевдоним был закреплен во вступительной анкете Всероссийского союза поэтов, куда Хармса приняли в марте 1926 года. В начале 1930-х годов становится одним из основателей авангардной поэтической и художественной группы «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). В советской публицистике произведения ОБЭРИУ были объявлены «поэзией классового врага». Хармса и других обэриутов арестовали. По возвращении из ссылки пишет книги для детей. Но после публикации в 1937 году стихотворения «Из дома вышел человек с веревкой и мешком», который «с той поры исчез», его больше не печатали. В 1941 году снова арестован. Умер от голода во время блокады Ленинграда. Реабилитирован в 1956 году. Однако издавать его сатирическую прозу начали только с 1989 года.
……………………Ноябрь………………………
2 ноября
Дмитрий Дмитриевич Минаев
(1835 – 1889) – 185 лет со дня рождения
Поэт. Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось его дарование как поэта-сатирика. В 1862 году редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, Минаев в своих стихах выражал сочувствие угнетенной деревне, обличал либералов, бюрократов, реакционную печать и цензуру. «Король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, каламбура.
3 ноября
Эдуард Георгиевич Багрицкий (Дзюбин)
(1895 – 1934) – 125 лет со дня рождения
Поэт. Печататься в одесских альманахах начал с 1915 года. В ранних стихах выражал протест против мелочности окружающего быта, его примитивности и моральной ничтожности. Революцию принял восторженно. Это был рывок из того затхлого мещанского мира, в котором он родился и вырос в Одессе. Со страстью ринулся в борьбу, став в 1919 году бойцом Особого партизанского отряда ВЦИК. Писал воззвания, листовки, агитстихи. В лирических стихах и поэмах того времени («Птицелов», «Тиль Уленшпигель», «Трактир», «Арбуз» и другие) создавал романтические образы вольнолюбивых, мужественных людей.
В 1926 году издал поэму «Дума про Опанаса» – о Гражданской войне на Украине, о судьбе крестьянина, изменившего делу революции. В 1928 году вышел сборник стихов «Юго-запад». Во втором сборнике «Победители» поэт прославляет строителей нового мира, передает напряженность борьбы с мещанским бытом. В третьем издании «Последняя ночь» он раскрывает тему преемственности революционных поколений, восставших против отживающего мира. Несмотря на тяжелую форму астмы, поэт много и плодотворно работал. Он перевел на русский язык множество произведений украинских и зарубежных поэтов.
5 ноября
Дмитрий Александрович Пригов
(1940 – 2007) – 80 лет со дня рождения
Писатель, художник. Родился в Москве в семье инженера и пианистки. После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959 – 1966 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище по отделению скульптуры. С 1966 года по 1974 год работал в архитектурном управлении Москвы. С 1975 года – член Союза художников СССР.
Стихи начал писать с 1956 года. В 1970 – 1980-е годы его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере. На родине начал публиковаться только во времена перестройки. С 1990 года изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы «Живите в Москве», «Только моя Япония», книга интервью «Говорит Д.А. Пригов» и другие.
Один из основателей и идеологов русского концептуального искусства, или московского романтического концептуализма, придающего приоритетное значение не качеству исполнения произведения, а смысловой оснащенности и новизне его концепции, или концепта. В этом плане Пригов акцентировал внимание на моменте формирования и поддержания литератором своего «поэтического имиджа», примерял «одежды» поэта-глашатая, резонера, кликуши, пророка, мистического лидера и т.д.
9 ноября
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников
(1885 – 1922) – 135 лет со дня рождения
Поэт. Вырос в семье ученого-биолога в Астраханской губернии. Учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. Печататься начал в 1908 году. В 1910-х годах входил в литературное объединение «Гилея», печатался в футуристических изданиях. В 1914 году вышли в свет две книги: «Изборник» и «Творения».
Многие ранние произведения поэта носили экспериментальный характер. Он создавал новый поэтический язык, придумывал слова и образы. Свое имя сконструировал, соединив два русских слова: «великий» и «мир». Получился Повелитель мира, коим поэт себя и ощущал. Кстати, слово «летчик» придумал тоже Хлебников. Он прокладывал новые пути не только в словесности, но и в математике, истории, философии. Поэзию ввел в ранг наук. «Заумь» стала его визитной карточкой: «О, засмейтесь, смехачи, о, засмейтесь, смеячи…» Пытался словом изменить мир.
Его литературная эволюция шла от романтизма (гротескные, апокалиптические, фольклорно-мифологические образы действительности в произведениях «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера») к реалистическим завоевания зрелой прозы («Октябрь на Неве», «Разин»). Приветствуя революцию, отмечал ее жестокость: «Ночной обыск», «Ночь перед Советами», «Начальник чеки».
12 ноября
Андрей Егорович Макаёнок
(1920 – 1982) – 100 лет со дня рождения
Драматург. Происходил из бедной крестьянской семьи. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации учительствовал в Грузии, затем до 1947 года – на партийной работе в Белоруссии. Окончил Республиканскую партийную школу при ЦК КПБ. Печататься начал в 1946 году. Первые пьесы: «Перед встречей», «Жизнь требует», драма «На рассвете».
С годами творчество драматурга начинает менять направление. Комедия «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени») – одно из первых в советской драматургии 1950-х годов остросатирическое произведение. За ней последовали комедии: «Чтоб люди не печалились», «Левониха на орбите», «Затюканный апостол», «Трибунал», «Таблетку под язык». Народные по форме (в традициях комедийно-сатирической драматургии), пьесы Макаенка выходят за рамки белорусской тематики. Они бичуют пережитки в жизни и сознании людей и утверждают мысль об ответственности человека перед обществом. По мотивам повести А. Кулаковского «Невеста» написал сценарий «Счастье надо беречь».
С 1965 года – главный редактор журнала «Неман». Пьесы драматурга шли во многих театрах страны. Награжден двумя орденами, а также медалями.
16 ноября
Николай Федорович Погодин (Стукалов)
(1900 – 1962) – 120 лет со дня рождения
Драматург. Печататься начал в 1920 году. Был разъездным корреспондентом газеты «Правда». В 1926 году опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро» и «Красные ростки». События и герои очерков перешли потом в его пьесы. Поездка на Сталинградский тракторный завод послужила импульсом для создания пьесы «Темп». От образа коллективного героя – рабочей массы строителей-сезонников в «Темпе» драматург шел к созданию индивидуальных характеров: «Поэма о топоре», «Мой друг», «После бала» и другие. От репортажной интонации первых пьес – к фабульной остроте «Аристократов».
Трилогия о рождении и первых шагах Советского государства, в центре которой образ Ленина, – «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая» – значительное достижение драматургии социалистического реализма (Ленинская премия, 1959 года). Через судьбы героев показаны движущие силы революции, ее преобразующее воздействие на людей, раскрыта многогранная деятельность Ленина. Трилогии свойственно соединение публицистики с лирикой.
В ряде комедийных произведений Погодина – сценарии фильма «Кубанские казаки», комедии «Когда ломаются копья», пьесах о молодежи – проявилось ослабление конфликтности, точнее сказать – лакировка действительности.
16 ноября
Николай Робертович Эрдман
(1900 – 1970) – 120 лет со дня рождения
Драматург. В 1920-х годах – член группы имажинистов. Опубликовал несколько стихотворений. Затем с огромным успехом выступил как драматург: пьесы «Мандат» и «Самоубийца» (опубликована только в 1987 году) быстро выдвинули его в первые ряды литераторов того времени. Автор выявлял абсурд советской действительности, о которой один из персонажей пьесы «Самоубийца» говорит: «… то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Острая сатира и драматический пафос пьес привлекли внимание советской цензуры. Последовал запрет на постановку.
С 1927 года работал в кино, написал совместно с В. Массом сценарий фильма «Веселые ребята». В октябре 1933 года на съемках этого фильма за острые политические стихи и пародии был арестован вместе со своим соавтором. Из титров фильма их фамилии сняли. Сослан на 3 года – сначала в Енисейск, потом переведен в Томск. В 1936 году его освободили без права жительства в столице, разрешили поселиться в Калинине (Твери). Затем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани, Саратове.
С осени 1941 года работал на фронте в ансамбле НКВД. После войны написал сценарии к фильмам «Смелые люди», «Шведская спичка», «Каин XVIII», «Город мастеров», «Летучая мышь». Работал в театре на Таганке. Писал сценарии мультфильмов. Лауреат Государственной премии СССР (1951 год).
23 ноября
Лариса Николаевна Васильева
(1935 – 2018) – 85 лет со дня рождения
Поэтесса, прозаик. Автор более двадцати поэтических сборников и поэм: «Льняная луна», «Огневица», «Лебеда», «Синий сумрак», «Одна земля — одна любовь» и других. В них поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника. Прожив более пяти лет в Великобритании, написала серию очерков «Альбион и тайна времени» , открывшие в писательнице одарённого прозаика. Лариса Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ. В 1993 году выходит документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н.К. Крупской, П.С. Жемчужиной, Н.П. Хрущевой, В.П. Брежневой, Р.М. Горбачевой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» останавливается на судьбе детей Л.Б. Каменева, И.В. Сталина, С.М. Буденого, Л.М. Кагановича, Н.С. Хрущева и др. В 1990-е годы Лариса Васильева активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью, участница женского движения. Публикует ряд статей по женской проблематике. Президент Международной Лиги писательниц. Член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Президент информационного содружества «Атлантида».
26 ноября
Владимир Семенович Короткевич
(1930 – 1984) – 90 лет со дня рождения
Поэт, писатель, создатель белорусского исторического романа. За его первой публикацией, стихотворением 1951 года, последовали три книги поэзии. Позже он стал прозаиком, сначала были выпущены несколько сборников рассказов. К числу его наиболее популярных произведений относятся роман «Колосья под серпом твоим» и повесть, написанная в жанре исторического детектива, «Дикая охота короля Стаха» . В целом его проза связана с темами исторического прошлого Белоруссии, такими как Январское восстание 1863 – 1865 и Великая Отечественная война. Короткевич также написал несколько пьес, эссе, статей, сценариев для коротко- и полнометражных художественных фильмов. Творчество Короткевича отличается яркой образностью, исторической точностью, писатель был награждён несколькими государственными литературными премиями.
27 ноября
Алексей Николаевич Апухтин
(1840 – 1893) – 180 лет со дня рождения
Поэт. С 1854 года печатался в «Русском инвалиде», «Жизни». Успехом пользовались как его пародии, шуточные стихи, так и проникновенные стихи цикла «Деревенские очерки». Многие стихи Апухтина положены на музыку П.И. Чайковским («Забыть так скоро», «День ли царит», «Ночи безумные»), А.С. Аренским («Разбитая ваза») и другими. Его поэзия не только вызывала интерес у современников, но и оказала влияние на лирику начала ХХ века.
28 ноября
Александр Александрович Блок
(1880 – 1921) – 140 лет со дня рождения
Поэт, драматург. Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. Как поэт формировался под влиянием традиций русской классической литературы. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А. Жуковского. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д.И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме» (вышедшей в 1904 году). Это чистый символизм, в нем противопоставляется скорбное «здесь» и прекрасное «там», культ индивидуализма, красоты. Все это важнейшие идейные черты нового искусства того времени. Не удивительно, что Блок сразу же после выхода «Стихов о Прекрасной Даме» занял едва ли не центральное место в рядах символистов. Вторая его книга, «Нечаянная радость», сделала популярным его имя уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904 – 1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.
1906 – 1907 годы стали переломными для Блока: это годы переоценки ценностей: порывает с символистами. В 1906 году им написаны три лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик». Активно включается в литературную борьбу; вторая половина 1900-х годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ. Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны – нищей богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» – этапное произведение поэта. Поэма «Возмездие» наполнена отражением судьбы России в роковые для нее годы.
Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическая статья «Интеллигенция и революция». Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. В ней контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной «бури». Призвав деятелей культуры участвовать в строительстве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает в возглавляемом М. Горьким издательстве «Всемирная литература».
В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился А.В. Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. Он совсем перестал писать стихи. 1920 – 1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью, который не могла вынести его страстная натура. Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти А.С. Пушкина.
Обзор жизни и творчества Ал. Блока
28 ноября
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов
(1915 – 1979) – 105 лет со дня рождения
Поэт, прозаик, драматург. Лауреат Государственных премий ССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950 годов) и премии Ленина (1974 года). Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Печататься начал в 1934 году. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах «Победитель», «Ледовое побоище», «Суворов». В предвоенные годы формируется основная тема его творчества – тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы «История одной любви», «Парень из нашего города»).
В годы Великой Отечественной войны – корреспондент газеты «Красная звезда». На фронте встретил своих будущих героев. Одним из первых обратился к теме русского человека на войне: пьеса «Русские люди», повесть «Дни и ночи». Широкую популярность приобрела в годы войны лирика Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня», «Убей его!» и другие).
С середины 1950-х годов вслед за романом «Товарищи по оружии» создает трилогию «Живые и мертвые» (Ленинская премия, 1974 год): романы «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». К трилогии по материалу примыкают «Южные повести», повести «Из записок Лопатина», «Двадцать дней без войны». Опубликовал также военные дневники, пьесы, сценарии фильмов.
Обзор жизни и творчества К.Симонова
29 ноября
Гавриил Николаевич Троепольский
(1905 – 1995) – 115 лет со дня рождения
Писатель. Бывший сельский учитель стал агроном, – нормальное явление. То, что агроном (как бывший учитель) делал различные записи – охотничьи заметки, пейзажные зарисовки, описания повседневного сельского быта – тоже естественно. Но когда в 1953 году в журнале «Новый мир» был опубликован цикл сатирических рассказов «Из записок агронома», все сразу изменилось. Агроном стал писателем, причем писателем с широкой популярностью. Через год рассказы были изданы отдельной книгой. По написанному на их основе сценарию режиссер С. Ростоцкий в 1955 году снял фильм «Земля и люди».
Агроном ушел на второй план, а писатель взялся за сатирическую повесть «Кандидат наук» и объемный труд о советской деревне 1920-х годов – роман «Чернозем» в двух книгах. В числе первых писателей-деревенщиков он поднял свой голос в защиту природы в публицистическом очерке «О реках, почвах и прочем», пьесе «Постояльцы» и других. Новые грани таланта бывшего агронома раскрылись в лирической повести «В камышах» и повести «Белый Бим Черное ухо». Последняя стала знаковой для писателя. Воплощенная позднее на сцене и в кино, отмеченная Государственной премией СССР (1975 год), она была переведена на многие языки мира. А писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.
……………………Октябрь………………….
3 октября
Сергей Александрович Есенин
(1895 – 1925) – 125 лет со дня рождения
Поэт. Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1912 году переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете А.Л. Шанявского. Он впитывал все новое как губка, стремительно образовывал себя, словно предчувствуя свое великое будущее.
Первые стихи поэта появились в московских журналах в 1914 году. Сам он признавался, что писать начал с девяти лет. В 1915 году едет в Петроград, где знакомится с А. Блоком, А. Белым, Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. Это была и очень бурная личная жизнь. Поэт обладал необычайной притягательностью. И, конечно, вокруг него вились женщины, много женщин. Русоголовый купидон сумел за несколько лет трижды жениться. Первой женой была внучка Л.Н. Толстого. В 1917 году женился на актрисе Зинаиде Райх. Она ушла от него к Мейерхольду. В 1921 году третьей супругой стала великая американская танцовщица Айседора Дункан.
Короткое время Есенин сотрудничал в эсеровских изданиях, напечатав в них поэмы «Отчарь», «Октоих», «Инония» и другие. В них отразилось его противоречивое отношение к новой власти в России. Октябрьскую революцию принял восторженно, но с «крестьянским уклоном» (по его словам).
В марте 1918 года снова поселился в Москве, где выступал как один из членов группы имажинистов. Связь уже сложившегося самобытного художника с этим течением была чисто внешней, но стиль и быт имажинистской богемы сыграли немалую роль в его судьбе. Пессимистические, упадочнические настроения потом отразились в цикле «Москва кабацкая», поэме «Черный человек». В 1919 – 1921 годах много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работая над драматической поэмой «Пугачев», весной 1921 года едет в оренбургские степи, добирается до Ташкента. В 1922 – 1923 годах вместе с А. Дункан побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Часто наведывался в родное Константиново, никогда не порывая с ним связи. В 1924 – 1925 годах трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работая там с огромным подъемом и создав «Балладу о двадцати шести», поэму «Анна Снегина», цикл стихов «Персидские мотивы».
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве«, – говорил Есенин. Лучшие страницы его произведений ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы – почти всегда настоящее художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность – вот идеал, к которому стремился поэт в его последние годы.
7 октября
Маргарита Иосифовна Алигер
(1915 – 1992) – 105 лет со дня рождения
Поэтесса. Родилась в семье одесского композитора. В начале 1930-х годов переехала в Москву. В 1934 поступила в только что образованный Вечерний рабочий литературный институт при Союзе писателей. С 1935 года печаталась в центральной прессе.
Первый поэтический сборник «Год рождения» вышел в 1938 году. Стихи были глубоко патриотические, посвященные молодому современнику – энтузиасту первых пятилеток. Основное произведение довоенного времени – поэма «Зима этого года» – о трагедии матери, потерявшей своего ребенка.
В годы Великой Отечественной войны работала военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. По настоящему известной стала в 1942 году после выхода из печати поэмы «Зоя» – о героине войны партизанке Зое Космодемьянской, погибшей от рук фашистских палачей. Это был символ мужества и несгибаемой воли для нескольких поколений советских людей. Поэтессе была присуждена Государственная премия СССР (1943 год).
В послевоенное время побывала в ряде зарубежных стран, появились циклы стихов «Японские заметки», «Америка Латина» и другие. Вышли сборники «Ленинские горы», «Несколько шагов». В 1980 году опубликована книга «Тропинка во ржи» – о выдающихся современниках.
8 октября
Андрей Донатович Синявский
(1925 – 1997) – 95 лет со дня рождения
Писатель, литературовед. Родился в семье драматурга. Участвовал в Великой Отечественной войне. Окончил филологический факультет МГУ, в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству А.М. Горького. Преподавал в МГУ. В 1955 году напечатал первый рассказ «В цирке», где уже проявились основные черты его творчества: гротеск и использование элементов фантастики. С 1959 года печатался под псевдонимом Абрам Терц (гротескно-сатирические повести «Суд идет», «Любимов» – в СССР обе опубликованы в 1989 году). В этих произведениях писал о социальных и психологических феноменах тоталитарного государства. Написанное в 1965 голу предисловие к сборнику Б.Л. Пастернака считается одним из лучших образцов анализа творчества поэта.
В 1965 году был осужден («дело Синявского-Даниэля»), приговорен к семи годам лагерей. Досрочно освобожден в 1971 году. С 1973 года жил в Париже, преподавал в Сорбонне. Вместе с женой издавал журнал «Синтаксис». Опубликовал мемуарную книгу «Голос из хора», осмысляющую лагерный опыт. Широкую известность получила книга эссе с элементами игры, эпатажа «Прогулки с Пушкиным» (написана в 1965 – 1968, опубликована в 1971). Новая работа «В тени Гоголя» – нетрадиционное толкование русской классики, хотя и в менее шокирующей форме, чем «Прогулки…».
13 октября
Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг)
(1880 – 1932) – 140 лет со дня рождения
Поэт. Родился в Одессе. В 1895 году вслед за старшим братом бежал из дому в Петербург, где поступил учиться в гимназию, но был отчислен за неуспеваемость. С 1904 года печатался в газете «Волынский вестник», где помещал театральные рецензии, хронику местной жизни. С 1905 года печатался в сатирическом журнале «Зритель» и других журналах, публикуя сатирические стихи и прозаические юморески, которые не раз вызывали нарекания цензуры. Его первый поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещен. Сборник «Сатиры»(1910) состоял из метких и язвительных стихов, высмеивающих обывательщину и пошлость в политике, литературе, в быту. Октябрьскую революцию не принял, сотрудничать с новой властью не стал, в 1920 году эмигрировал. Книга стихов «Жажда» окрашена чувством тоски по оставленной родине. В последние годы жизни писал рассказы и оригинальные по жанру «Солдатские сказки» (опубликованы в 1933). Известен как мастер стихов и прозы для детей.
14 октября
Наум Моисеевич Коржавин (Мандель)
(1925 – 2018) – 95 лет со дня рождения
Поэт. Родился в Киеве в еврейской семье. С 1954 года зарабатывал себе на жизнь переводами, в период «оттепели» начал публиковать собственные стихи в журналах. В его лирике (сборники «Годы», «Времена», «Сплетения», «Письмо в Москву») – осмысление судьбы его поколения в контексте русской истории, утверждение абсолютной ценности внутренней свободы человека и нравственной ответственности поэта. В 1967 году Театр им. К.С. Станиславского поставил его пьесу «Однажды в двадцатом». С 1973 года живет в Бостоне (США).
21 октября
Виктор Ефимович Ардов
(1900 – 1976) – 120 лет со дня рождения
Писатель. Родился в Воронеже в семье инженера-железнодорожника. Автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, сценок, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» и «Счастливый рейс», теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана его книга воспоминаний «Этюды к портретам».
22 октября
Борис Ильич Олейник
(1935 – 2017) – 85 лет со дня рождения
Поэт. Родился в селе Зачепиловка Новосанжарского района Полтавской области. Автор более 40 книг поэзии и публицистики, в том числе сборников лирических стихов «Сталь закаляют кузнецы», «Эхо», «На линии тишины», «Движение» и других. Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Н. Островского (1964 год), Государственной премии СССР (1975 год). Для его творчества характерны комбинация тончайших лирических мотивов со злободневным юмором, убежденностью в победе социалистических идеалов и акцентировании героических страниц советской и украинской истории.
22 октября
Иван Алексеевич Бунин
(1870 – 1953) – 150 лет со дня рождения
Прозаик, поэт. Выходец из семьи, принадлежащей к древнему, но обедневшему дворянскому роду. В печати начал выступать с 1887 года. В 1891 году вышел сборник «Стихотворения». Как художник сложился и получил призвание в 1890-е годы. Удостоен Пушкинской премии Императорской Академии наук за поэму «Листопад» (1901 год) и перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. Среди переведенных им на русский язык классических произведений выделяются также поэмы Дж. Байрона «Манфред», «Каин», «Небо и земля». В лучших рассказах первого десятилетия нового века – «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога», «Чернозем» – в повести «Деревня» Бунин показывает черты народной жизни, которую он познал сызмальства. Судьбу России он воспринимает как судьбу крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»). В 1909 году Бунина избирают академиком.
В 1910-е годы в творчестве Бунина возникает новая тематика: удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно («Петлистые уши»), проникновение в «темные аллеи» человеческой страсти («Сны Чанга»). Среди лучших произведений дореволюционного периода – сборники рассказов и повестей – «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912-1913 гг.», «Чаша жизни: Рассказы 1913-1914 гг.». Писатель входит в полосу расцвета своего творчества, занимает нишу мастера «малых» форм – повести, рассказа, новеллы, создает собственный многокрасочный и живописный прозаический язык, который называли «парчовым».
Революция проходит через его жизнь, разрывая ее на две части. В эти годы он не пишет стихов. Революцию не принял. В захваченной красными Одессе в 1918 году создает книгу художественной публицистики «Окаянные дни». Впервые была целиком опубликована в 10-м томе Собрания сочинений (Берлин, 1935). 26 января 1920 года Бунин навсегда покидает Россию.
Роман «Жизнь Арсеньева» (отдельное издание 1930, Париж) – наиболее значительное его произведение эмигрантской поры. Это огромное полотно, ностальгически запечатлевшее старую Россию. Появление в печати первых четырех книг романа (пятая – «Лика» – вышла в 1939) способствовало присуждению писателю 9 ноября 1933 года Нобелевской премии по литературе (стал первым русским лауреатом). Безусловно, творчество Бунина получило новое развитие. важнейшей становится тема любви («Митина любовь», «Дело корнета Елагина», цикл новелл «Темные аллеи»). Он описывал любовь во всех состояниях, умел найти ее даже там, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Сестрица», «Старый порт») и где она переходит в страсть («Убийца»).
Даже самому себе писатель не мог признаться, как его гложет тоска по оставленной навсегда России. Отсюда его хандра, метания. В годы войны жесткое неприятие советской власти сменилось на тревогу и боль за судьбу своей Родины. После того как руководство Союза русских писателей и журналистов в Париже исключило из числа своих членов всех, кто принял советское подданство, Бунин в знак солидарности с исключенными вышел из его состава. Однако вернуться в Россию ему не было суждено. Одинкоий и нищий доживал он свои дни на чужбине, не принятый ни своими, ни чужими. И только время определило ему заслуженное место в отечественной литературе.
22 октября
Евгений Михайлович Винокуров
(1925 – 1993) – 95 лет со дня рождения
Поэт. Родился в Брянске в семье военного. Успел повоевать (на фронте с 1944 года). Окончил Литературный институт имени М. Горького. Печататься начал с 1948 года. Первый сборник – «Стихи о долге» (1951 год). Тема войны, на которой поэт потерял много друзей, не переставала звучать в его творчестве: «Синева» и «Военная лирика», «Признанья», «Лицо человеческое», «Слово», «Лирика». Писал с таким чувством и мастерством, что стихи становились песнями. Он не ошибся: помнит мир спасенный его «Сережку с Малой Бронной и Витку с Моховой».
В творчестве поэта большое место занимают раздумья о духовном возмужании человека, о его внутреннем мире. «Музыка», «Земные пределы», «Характеры», «Ритм», «Зрелища», «Избранное», «Жест» и другие. Многие строки навеяны любовными переживаниями.
Для стихов Винокурова характерны приверженность к точной бытовой детали, элементы юмора и вместе с тем тяготение к философскому осмыслению жизни. В 1966 году опубликовал сборник статей «Поэзия и мысль». Занимался литературоведением (статьи о Данте, Тагоре, цикл эссе «Русские поэты» от Пушкина до Маяковского). Был признан лучшим переводчиком Рабиндраната Тагора. С 1968 года и до конца жизни руководил поэтическим семинаром в Литинституте. Лауреат Государственной премии СССР (1987 год).
25 октября
Михаил Михайлович Достоевский
(1820 – 1864) – 200 лет со дня рождения
Писатель. Старший брат Ф.М. Достоевского. В большинстве повестей, написанных в традициях натуральной школы, изображается существование петербургских чиновников, обывателей. В повести «Господин Светелкин» ощутимо влияние «Шинели» Н.В. Гоголя. Вместе с братом издавал литературные журналы «Время» (с 1861 года) и «Эпоха» (с 1864 года), в которых развивались идеи почвенничества.
26 октября
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
(1880 – 1934) – 140 лет со дня рождения
Поэт, писатель. Родился в Москве в семье профессора Николая Васильевича Бугаева. Первый сборник стихов – «Золото в лазури» (1904 год). Ритмической прозой написаны четыре «симфонии» («Героическая», издана в 1903 под названием «Северная симфония»; «Драматическая»; «Возврат»; «Кубок метелей»). Революция 1905 – 1907 годов вызвала у Белого интерес к общественным проблемам (сборник стихов «Пепел»).
Хотя Белый принадлежал к «младшему поколению» символистов (А. Блок, В. Иванов и другие), но он по праву считается его теоретиком. Разрабатывал эстетику этого литературного течения (сборник статей «Символизм»). Как математик (окончил физико-математический факультет Московского университета) и сын математика (профессора того же университета) увлекся теорией ритма в стихе и прозе, где впервые применил математические методы («Ритм как диалектика» и «Медный всадник» и статьи в журнале «Горн» в 1919 году).
Мистические искания рафинированного интеллигента отразились в романе «Серебряный голубь». После Октябрьской революции издавал журнал символистского направления – «Записки мечтателей», где опубликовал автобиографическую повесть «Котик Летаев». Лучшим прозаическим произведением Белого считается роман «Петербург». Покидал страну в 1921 году, но осенью 1923 года вернулся.
28 октября
Али Асхадович Шогенцуков
(1900 – 1941) – 120 лет со дня рождения
Кабардинский поэт, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР. Родился в селе Кучмазукино (ныне Баксанский район Кабардино-Балкарской АССР), погиб в концлагере под Бобруйском. Заметное место в творчестве занимает художественная летопись жизни кабардинского народа в дореволюционную эпоху и при Советской власти: поэма «Мадина», героическая поэма «Вчерашние дни Тембота», роман в стихах «Камбот и Ляца». Шогенцуков положил начало кабардинской советской прозе (рассказы «Пуд муки», «Под старой грушей»).
30 октября
Вячеслав Леонидович Кондратьев
(1920 – 1993) – 100 лет со дня рождения
Писатель. Родился в Полтаве в семье инженера-путейца. Написанные в 1970-е годы повести и рассказы о пехоте, надолго застрявшей в непросыхающей ржевской топи, полегшей там без счета в не приносивших успеха кровопролитных «боях местного значения», никак не могли пробиться в печать. Первая повесть «Сашка» увидела свет в 1979 году, за ней последовали в 1979 – 1980 годах повести «Борькины пути-дороги», «День победы в Чернове», «Отпуск по ранению», «Дорога в Бородухино» и другие.
31 октября
Аветик Саакович Исаакян
(1875 – 1957) – 145 лет со дня рождения
Поэт. Родился в Александрополе Эриванской губернии (ныне Гюмри, Армения). В 1897 году издал первый сборник стихов «Песни и раны». В 1911 году эмигрировал за границу. Написал восточные легенды и поэмы в прозе, историческую балладу «Наши предки», поэму «Сасма Мгер». В 1936 году вернулся на родину, стал председателем союза писателей Армянской ССР. Создал циклы стихов: «Наши историки и наши гусаны», «Моей родине», «Бранный клич», «День великой победы» и другие. Лауреат Государственной премии СССР (1946 год).