«…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к вам… Мне приятно ощущать в себе… все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное вам;… видно, мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск вашей жизни смешивался с моей!…» — из письма И.С. Тургенева Полине Виардо.
Что же так привлекало Ивана Сергеевича в этой, как отмечали современники, «жестоко некрасивой» женщине. И не только привлекало, но и удерживало на протяжении всей жизни писателя, несмотря на неоднократные попытки устроить свою личную жизнь с другими женщинами. Об этом, а так же о многом другом, рассказала Людмила Юрьевна Рожкова читателям Истринской центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова, пришедшим 20 ноября на встречу «Тургенев и Полина Виардо. Любовь длиною в жизнь…», приуроченную к 195-летнему юбилею замечательного русского писателя.
Начался рассказ с семьи писателя, центральным персонажем которой всегда была мать Ивана Сергеевича – Варвара Петровна Тургенева (урождённая Лутовинова) – женщина властная и довольно жестокая не только по отношению к своей прислуге, но и к детям. Она сама писала об этом в дневниках, которые нашёл и прочитал после смерти матери Тургенев: «Дети мои, простите меня, ибо гордыня была самым большим из моих грехов». Жизнь Варвары Петровны с самого детства была нелёгкой и наполненной болью, унижениями и гонениями. Может быть поэтому Иван Сергеевич не любил вспоминать своего довольно безрадостного детства.
Ваня рос романтиком, в его душе всегда жил образ «тургеневской девушки», только вот в юности встретить такую ему не удалось.
П. Виардо в роли ОрфеяВ 1843 году на гастролях итальянской оперы в России Тургенев услышал и увидел выступление оперной дивы — «женщины-загадки», «женщины-хамелеона» Полины Виардо в «Севильском цирюльнике». И пропал. Внешне некрасивая Полина, стоило ей начать петь, производила неизгладимое впечатление на своих слушателей.
Страстно желая встречи со своим кумиром, Тургенев сначала знакомится с её мужем Луи Виардо, страстным охотником, как и сам Иван Сергеевич, и становится вхож в дом Виардо на всю оставшуюся жизнь.
КуртавнельПодолгу он гостил в поместье Куртавнель и в Париже, вслед за четой Виардо поселился в Баден-Бадене. В этом курортном городке Германии он построил виллу, на первом этаже которой, в гостиной, ставились спектакли, посещаемые самой изысканной публикой того времени, на сцене царила единственная богиня и муза – Полина Виардо.
Его любовь к Полине не изменялась с годами: «С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди её мне спокойно и тепло». А что же Полина – она всегда относилась к Ивану Сергеевичу с ровной теплотой, воспринимая его как близкого друга и позволяя любить себя.
М.Н. ТолстаяБыли в жизни И. С. Тургенева и другие женщины. Оленька Тургенева – дочь дальнего родственника, к которой 30-летний Иван Сергеевич испытывал нежные чувства, но так и не решился вступить в брак, нанеся девушке незаживающую душевную рану. Сестра Льва Толстого – Мария Николаевна, бросившая ради любви к Тургеневу мужа, но так же трагически оставленная им и ушедшая в монастырь. Баронесса Юлия Вревская, ушедшая на русско-турецкую войну сестрой милосердия и погибшая от тифа. Мария Савина, молодая актриса – влюблённость 60-летнего Тургенева, с которой он так же не остался, не сумев преодолеть притяжения Полины.
Но почти всех своих женщин Тургенев увековечил в произведениях, ставших классикой русской литературы: Ольга Тургенева – прототип Татьяны из романа «Дым», Мария Николаевна Толстая – Верочка из повести «Фауст». Лев Николаевич Толстой говорил о галерее прекрасных женских образов, созданной И.С. Тургеневым.
Но верным сердцем и душой он остался лишь одной из них – Полине Виардо, пережившей Ивана Сергеевича на 27 лет. Умер Тургенев вдали от Родины в своём небольшом шале в Буживале (Франция) 3 сентября 1883, но похоронен, по завещанию, на Волковском кладбище в Петербурге.
памятник И.С. Тургеневу и П. Виардо в Буживале и в МосквеВ Буживале и в Москве установлен памятник необыкновенной, «длинною в жизнь», любви двух великих людей своего времени: И.С. Тургенева и П. Виардо. Скульптура представляет собой лист ясеня, на одной стороне которого — Тургенев, как бы «вырастающий» из книг с пером в руке, на другой — Виардо, сидящая среди роз и играющая на лире. Лист символично пробит насквозь в том месте, где располагаются сердце писателя и лира в руках певицы. Так закончила свой рассказ Л.Ю. Рожкова.
Читатели, пришедшие на встречу и, в полной тишине слушавшие рассказ библиотекаря, выразили своё искреннее восхищение этим эмоциональным, богатым новой информацией о жизни любимого многими русского классика, повествованием, оставив записи в книге отзывов. А давний друг библиотеки истринская поэтесса А.Г. Павленко посвятила Людмиле Юрьевне и библиотеке стихотворение «За всё спасибо». Вот его строки:
Дождливой осени мгновенья, Где брызги капель за окном, Читаем книжки с упоеньем – Прервёт молчанье телефон. Почти родные слышим речи, (Людмилу знаю я давно): — В библиотеке будет вечер «Иван Тургенев — Виардо». По жизни многое познали… Но как приятно будет вновь Всё это вспомнить: как дружили, Их переписку и любовь… Зал, затаив дыханье, слушал. (И время быстро пролетит). Рассказ Людмилы заворожит – Она ведь явный эрудит. Здесь по-домашнему уютно И по-домашнему тепло, А храм науки преподносит, Что понимается легко. Мы благодарны будем очень За то вниманье к нам. Ваш кров… За те рассказы и за встречи. Коль пригласите – все придём! 17.11.2013г. Анна Павленко
Уведомление: К юбилею И.С. Тургенева | 14+ Истринская центральная районная библиотека имени А. П. Чехова