Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Важная информация

О, этот дивный мир!

Сегодня жанр фэнтези имеет большую популярность. Некоторые снисходительно называют подобную литературу развлекательной и низкопробной. Но утверждать так может лишь человек, совершенно не знакомый с лучшими образцами этого жанра.

Что такое фэнтези? Жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Произведения этого жанра похожи на приключенческие романы, события которых происходят в фантастических мирах, близких к реальному средневековью. Их герои сталкиваются с фантастическими сверхъестественными существами и явлениями.

От сказки фэнтези отличается тем, что чудеса и волшебные явления считаются чем-то закономерным, обычным и даже обыденным. Фэнтези принимает все как данность — магия, мифические существа, волшебная атмосфера.

Так с чего же все начиналось? Не секрет, что любой из возникающих жанров обязательно имеет предшественников. Это произведения, в которых, так или иначе, угадывают мотивы, сюжетные ходы и приемы нового жанра. Фэнтези не стал исключением, и у него нашлись предшественники.

Джонатан Свифт, перу которого принадлежит потрясающий роман «Путешествие Гулливера». В основе произведения сказочный, даже архитипический, мотив путешествия. Герой попадает в разные страны, чьи законы совершенно не соответствуют нашим, знакомится с чудесными существами и фантастическими животными – лилипутами, великанами, гуингнмами. Разумеется, это произведение не просто древний образчик фантастической литературы – это шедевр классики! В книге Свифта четыре части: его герой совершает четыре путешествия, общая длительность которых во времени составляет шестнадцать лет и семь месяцев. Выезжая, точнее, отплывая, всякий раз из вполне конкретного, реально существующего на любой карте портового города, он неожиданно попадает в какие-то диковинные страны, знакомясь с теми нравами, образом жизни, житейским укладом, законами и традициями, что в ходу там, и рассказывая о своей стране, об Англии. Итак, первой «остановкой» оказывается для свифтовского героя страна Лилипутия, где живут очень маленькие люди. Уже в этой, первой части романа, равно как и во всех последующих, поражает умение автора передать, с психоло­гической точки зрения абсолютно точно и достоверно, ощущение человека, находящегося среди людей (или существ), не похожих на него, передать его ощущение одиночества, заброшенности и внутренней несвободы, скованность именно тем, что вокруг — все другие и все другое. Вторым странным государством, куда попадает неугомонный Гулливер, оказывается Бробдингнег — государство великанов, где уже Гулливер оказывается своеобразным лилипутом. Всякий раз свифтовский герой словно попадает в иную реальность, словно в некое «зазеркалье», причем переход этот происходит в считанные дни и часы: реальность и ирреальность расположены совсем рядом, надо только захотеть…В части третьей книги Гулливер попадает сначала на летающий остров Лапуту, с острова спустится на «континент» и попадет в его столицу город Лагадо, а затем совершит четвёртое путешествие в страну гуигнгнмов.

Льюис Кэрролл – математик, создавший потрясающую детскую историю — «Алиса в стране чудес». Его мир, полный парадоксов и алогичных явлений, оказал огромное влияние на фантастическую литературу в целом. Волшебная сказка Льюиса Кэрролла полна магических тортов и других сладостей, секретных дверей, широко улыбающихся чеширских котов и прочих невообразимых существ, мест и событий. Книга ни разу не исчезала из печати с первого момента ее издания. На страницах «Алисы в Стране чудес» критики чего только не находили: репрезентацию проблем с питанием, символическую алгебру, сатиру на тему Войны Роз и проблемы рабства. Во всем этом нескончаемом и ярком потоке теорий немудрено заблудиться и оказаться настолько же ошарашенным, как и маленькая девочка, попавшая в волшебную страну. Будучи математиком, Льюис Кэрролл наполнил свою историю загадками — от загадок Безумного Шляпника до игры в крокет с королевой. Как бы не пыталась Алиса их разгадать, в них оказывается мало смыла, и разгадки ни к чему ее не приводят. Несмотря на то,  что в реальной жизни Кэрролл любил, изучал и преподавал логику, в его вымышленном мире нет ничего логичного. Возможно, главное послание его необычайно странной книги заключается в том, что мир на самом деле полон безумства и нелогичности, поэтому вместо того, чтобы искать всему объяснение, стоит просто наслаждаться волшебством.

Как же не вспомнить Брэма Стокера, создателя знаменитого «Дракулы». Этот роман о вампирах породил множество подражаний, как в литературе, так и в кинематографе. Особенно сейчас вампирское фэнтези обрело огромную популярность. А началось все с самой ординарной и ничем не выделяющейся, кроме своей жестокости, исторической личности. Молодой юрист из Лондона по имени Джонатан Харкер отправляется в Трансильванию с целью продажи недвижимости одному аристократу из тамошних мест по имени Дракула. Харкер продаёт графу заброшенное аббатство, но Дракула оказывается бессмертным вампиром, которому нужны новые владения. Оставив Харкера на расправу трём своим невестам — вампирессам, граф покидает замок в ящике с родной землёй. Заканчивается роман победой над вампиром.

Рейтинг книг фэнтези на сегодняшний день не составляли только ленивые. Связано это, конечно, с невероятной популярностью жанра. Все больше появляется писателей, все сложнее найти в этом огромном множестве вариантов действительно качественную талантливо написанную литературу. Но лучшее фэнтези известно даже тем, кто никогда не интересовался этим жанром. Названия этих произведений на слуху, их экранизации превращаются в значимые для кинематографа события.

Цикл о волшебнике Геде, начинающийся с романа «Волшебник Земноморья», часто возглавлял список фэнтези-книг. Творение американской писательницы Урсулы ле Гуинн, доктора философских наук и лауреата множества литературных премий, действительно можно назвать образцом отличной фэнтезийной литературы, покоряющей как взрослых, так и детей. Объединяют романы место действия – чудесный и поражающий своей яркостью мир Земноморья, и главные герои – Великий Маг Гед и жрица Тенар. Это один из лучших образцов фэнтези, приключения здесь подстерегают на каждом шагу, а мир полон неожиданными встречами и небывалыми историями. Писательнице удалось создать убедительный, проработанный до мельчайших деталей мир, основанный на магии, которая похожа на науку. Мир, населенный яркими персонажами, которые ведут себя подобно живым людям, а не как бездушно смоделированные схемы.

Произведения о Земноморье распадаются на два блока. В центре основной трилогии — история самого могучего волшебника Архипелага Геда, его нравственного и идейного становления: от самонадеянного юнца до умудренного горьким опытом мага. В остальных произведениях Гед отходит на второй план, иногда исчезая совсем, и рассказано в них о различных событиях из истории Земноморья. О сотворении Земноморья, мира тысячи островов, повествует древнейший эпос «Создание Эа» — основа образования жителей Архипелага. Этот мир населён не только магами и волшебниками, но и драконами, формально здесь правят короли, но реальная власть находится в руках купеческих и ремесленных гильдий. Архипелаг населяют разные вымышленные расы, у которых своя культура и языки, в Земноморье отсутствует официальная религия, хотя люди придерживаются древних ритуалов вроде исполнения легенд и песен. На небольших островах поклоняются Древним Силам Земли, но без фанатизма.

Клайв Стэйплз Льюис «Хроники Нарнии» — серия, объединяющая в себе сказки-фэнтези, прекрасные и удивительные истории о волшебной стране. Правят там доброта и любовь, птицы и животные умеют разговаривать, а леса населены волшебными существами. Цикл состоит из семи книг, которые переведены более чем на 40 языков мира. В книге присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная королева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из греческой и римской мифологии, бесконечная зима — из скандинавской, английские дети — прямиком из романов Эдит Несбит, много отсылок к Евангельским сюжетам и средневековой литературе.

Джоан Кэтлин Роулинг.  Кто из нас не слышал о мальчике-сироте со шрамом в виде молнии? Цикл о Гарри Поттере по праву возглавлял список фэнтези-бестселлеров. А ведь изначально издатели отказывались печатать первую книгу серии — «Гарри Поттер и философский камень», уверяя, что она не будет популярна. Романы повествуют о приключениях мальчика по имени Гарри Поттер и его друзьях, которые только недавно начали обучение в легендарной школе чародейства и волшебства Хогвартс. Юному Гарри предстоит многое пережить, узнать и постоянно противостоять темным силам в лице лорда Волан-де-Морта, который только и мечтает о том, как поработать весь мир магии… Сегодня Джоан Роулинг, несмотря на обеспеченность и известность, не перестает писать. По ее словам, делает она это потому, что получает истинное удовольствие от процесса создания нового произведения. Поэтому у фанатов писательницы есть реальная надежда на то, что она напишет еще не один роман о судьбе Гарри Поттера.

Джон Рональд Руэл Толкин.  Кому, как не создателю «Хоббита» и «Властелина колец», возглавлять рейтинг книг фэнтези?  Роман-эпопея в трех частях – «Властелин колец» — самое известное произведение фэнтези. Эта книга была самой популярной в ХХ веке и продолжает издаваться по сей день. Ни одно другое произведение не оказало такого влияние на литературу и мировую культуру. Толкин, будучи оксфордским профессором филологии и специализируясь на средневековых мифах Северной Европы, считал, что Англии не хватает своего эпоса, поэтому его необходимо создать. С этими мыслями писатель взялся за продолжение своей сказки «Хоббит» о новых приключениях Бильбо Бэггинса. Но потом центром всего сюжета стало кольцо Всевластья и потребовался новый персонаж. Им стал Фродо, племянник Бильбо. Многие ошибочно думают, что серия состоит из трех книг. На самом деле это не так. Сам Толкин написал один роман, но его объем был столь велик, что издатели предпочитают делить его на три части. Впрочем, изредка роман выпускают единым томом.Итак, как выглядит эпический цикл про Средиземье «Властелин колец»? Книги по порядку расположены в нем следующим образом: «Братство кольца», «Две крепости», «Возвращение государя». В первой части рассказывается о начале странствий Фродо Бэггинса, которому, по воле случая, пришлось взять на себя тяжелую ношу – доставить могущественное кольцо, принадлежавшее сотни веков назад Саурону. Он был одним из самых опасных врагов всего живого в Средиземье и планировал полностью подчинить его себе. Объединившись в Последний союз, силы эльфов, людей и гномов смогли победить армию зла. Победу принес Исилдур, правитель Гондора. Ему удалось обломком меча своего погибшего в сражении отца отрубить палец Саурона, на который было надето кольцо Всевластья. Телесная оболочка последнего была разрушена. К сожалению, благородный Исилдур не смог устоять перед магической силой кольца. Вместо того чтобы уничтожить могущественный и опасный артефакт, он сохранил его для себя. Через два года по дороге домой король и его отряд были атакованы орками. Исилдур погиб, переплывая реку, и кольцо соскользнуло с его руки. Через много веков оно было найдено тем, кого впоследствии стали называть Голлумом. Бильбо Бэггинс нашел кольцо в темных пещерах и унес домой. От него оно попало к Фродо. Маг Гэндальф, давно подозревавший в древней реликвии кольцо Саурона, приехав в Шир, убеждается в этом. Он отправляет Фродо с друзьями в единственное безопасное место – к эльфам в Ривенделл. «Властелин колец: Братство кольца» – одна из лучших книг эпопеи. Здесь показана история знакомства главных героев, составивших союз девяти хранителей, и еще нет такой мрачной атмосферы отчаяния, которая будет все сильнее ощущаться в следующих частях цикла. Вторая часть трилогии. Она называется «Властелин колец: Две крепости». Иногда встречаются и другие варианты названия книги – «Две твердыни» и «Две башни». Эта часть трилогии сильно отличается от «Братства кольца». Если в первой книге об опасности, нависшей над Средиземьем, только говорилось, ведь Шир был расположен далеко от центра всех событий, то теперь Фродо и остальные хранители воочию столкнулись с тем, как окрепло зло и насколько далеко оно проникло вглубь некогда спокойных земель. Со второй книги события приобретают глобальный масштаб. Братство кольца распадается, потому что Фродо видит, как опасная реликвия пытается завладеть помыслами его друзей. Не желая подвергать их риску, в конце первой части он уходит от них. Только лучший друг Фродо, Сэм, замечает его побег и бросается вслед. Заключительная часть серии «Властелин колец: Возвращение государя» – самая сильная по накалу страстей книга. Толкину удалось создать такое произведение, чтение которого сначала вызывает глубокое отчаяние от происходящего в нем, а затем чистую радость за любимых героев. Заключительная книга цикла рассказывает о вновь возникшем союзе людей, эльфов и гномов. Как и много веков назад, они снова объединились против извечного зла Средиземья – Сарумана. И жизнь всего живого зависит теперь только от хоббита Фродо и его решимости. Иногда встречается другой вариант названия книги – «Возвращение короля». Приняли «Властелина колец» неоднозначно. Коллеги Толкина были в восторге, многие читатели также положительно оценили книгу, но газетные критики нашли в ней ряд недостатков. Не смотря ни на что, на сегодняшний день «Властелин колец» — лучшее фэнтези!

Анджей Сапковский. Истории о ведьмаке Геральте давно стали популярными и имеют огромное количество фанатов и почитателей. Но мир и события «Ведьмака» сильно отличаются от обычного фэнтези-приключения. Постепенно полусказочный мир, героями которого являются хорошо замаскированные сказочные персонажи: Золушка, Красавица и Чудовище, Белоснежка, рыцари и короли, шуты и гномы, эльфы превращается в жестокое, кровавое пространство, где плетутся интриги и идут войны. Таков этот недружелюбный, опасный, но ужасно притягательный мир ведьмака Геральта. По мотивам саги был снят сериал, выпущены компьютерные игры, имевшие большой успех, поставлена рок-опера, а в Польше, на родине писателя, издаются комиксы.

Джордж Мартин, «Песнь льда и пламени». Сегодня об этом цикле мало кто не слышал. А все благодаря сериалу телекомпании HBO, но еще до его выхода книги серии занимали первые места в списках бестселлеров The New York Times. Рейтинг книг фэнтези этой серии постоянно растет. Джордж Мартин создал эпическую сагу о мире Семи Королевств. Мире, где соседствуют вечное лето и вечная зима. О мире героев и предателей, королей и бастардов, рыцарей и убийц. И всех их свела вместе судьба, чтобы исполнить древнее пророчество. Работа над романом началась ещё в далеком 1991 году. Эта история задумывалась, как трилогия. Но Мартин любит подробности, рыцарство, геральдику и многое другое. Он принял решение создать эпическое фэнтези. С этого момента началась серьезная работа над уникальным миром, которая продолжается и по сей день. Первая книга цикла «Игра престолов» была опубликована в 1996 году. В этой книге читатель знакомится с вселенной, культурой, обычаями, великими домами и погружается в мир интриг за власть. Читатель отправится на Север и познакомится с Хранителями Севера — Старками, которые сыграют огромную роль во всей этой истории. На страницах живут Ланнистеры, которые плетут паутину интриг и разврата. События в книге нарастают, как снежный ком и невозможно оторваться от чтения до последней страницы. Первая книга получила очень высокую оценку, как у поклонников фантастики, так и у критиков. Мартин ушел от многих канонов жанра, что придает произведению особый шик. Пять книг этого цикла уже стали любимы многими читателями по всему миру, шестую книгу «Ветра зимы» ждут поклонники и сегодня. Дата выходы книги уже переносилась несколько раз. Рабочее название седьмой части «Мечта о весне». Выйдет ли она когда-нибудь? Время покажет, хотя многие поклонники сомневаются в этом. При этом сам Джордж Мартин дает противоречивые сведения о седьмой части. Мартин говорил, что «Ветра зимы» могут оказаться последней книгой цикла. Потом говорил, что седьмая книга может быть не последней частью. Потом утверждал, что должен уложиться в семь томов. Так, что всех читателей ожидает большой сюрприз от любимого автора.

Терри Пратчетт.  Серия книг о Плоском Мире Терри Пратчетта — прекрасный образец тонкого английского юмора, невероятных приключений и обаятельных героев. Даже Смерть не старуха с косой, а ищущий смысла жизни, вечно метущийся персонаж, разъезжающий на белой лошади и питающий слабость к кошкам. Все события книг разворачиваются на фантастической планете. Ее особенностью является то, что она плоская и имеет форму диска. На этой планете все реально из того, что для нас — фантастика. Расположенный на четырех слонах и гигантской черепахе, плоский мир населен самыми разнообразными расами — гномами, эльфами, оборотнями, троллями и т.д. Им все приходится жить вместе и бороться за равенство прав во всех сферах жизни… В 2009 году Пратчетт был произведен в рыцари-бакалавры самой Елизаветой II. По мотиву его произведений снято несколько фильмов и созданы мультсериалы.

Сьюзен Коллинз — американская писательница, автор многочисленных сценариев к детским телепрограммам и мультфильмам, рассказов для детей, а также известная как создательница двух популярных книжных серий для молодежи: «Хроники Подземья» и «Голодные игры». Тираж первых двух романов трилогии «Голодные игры», ставших бестселлерами, превысил 2 миллиона экземпляров. Трилогия Сьюзен Коллинз «Голодные игры» полюбилась читателям по всему миру и заставила с трепетом и интересом следить за развитием сюжета и судьбой главных героев. Эта серия в течении нескольких лет занимала первые строчки в списках самых продаваемых книг.

В центре повествования молодая Китнисс Эвердин, которая с детства росла в условиях постапокалипсиса, где людям приходится каждый день бороться за существование. Во время отбора для участия в жестоком состязании она предлагает себя вместо младшей сестры. Китнисс еще не знает какие испытания приготовила ей судьба. Любовные переживания, интриги, отчаянная борьба за жизнь участников состязания заставляют читателей сопереживать героям и надеяться на благополучный конец этой невероятной истории…

  1. Нас ждёт вторая часть пути – по произведениям российских авторов…ведь в русской литературе мистика присутствовала всегда. Предвестниками жанра фэнтази в Росси можно считать таких писателей как Гоголь, Грин, Булгаков….

Известно, что Николай Васильевич Гоголь — это самый таинственный писатель. В его произведениях смогли превосходно сочетаться два прекраснейших факта: сила воображения и жизненная наблюдательность. Именно Гоголь ввел в литературу прием раскрытия человеческих черт через фантастических персонажей. Гоголя вполне можно считать основоположником жанра «фэнтези», ставшего столь популярным в наши дни. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как раз соответствуют всем законам жанра, а повесть «Вий» имеет мистическое и даже фантастическое содержание.

Александр Грин – русский писатель и поэт, представитель литературного направления неоромантизма. Он является автором философско-романтических произведений с элементами фантастики. «Бегущая по волнам» — повесть о пути человека. Можно сказать, что подоплёкою действа повести Грина являются неожиданные проявления тонкого мира, то и дело вмешивающиеся в ход событий. Обычно призраком является корабль, «летучий голландец». Здесь же, в повести Грина, призрачен не корабль, а человек, женщина. Она обладает поистине удивительной способностью материализовываться на время из тонкого мира, чтобы направить действия героя в нужное русло. В сущности, она — связующее звено между двумя женщинами в жизни главного героя, пароль, который ему важно не забыть. Краткое содержание: Главным героем произведения, написанного русским писателем Александром Грином, является любитель приключений Томас Гарвей. Мужчина однажды услышал предложение, «Бегущая по волнам», которую произнесла женщина. Затем он попал на корабль с одноимённым названием, капитаном которого был Гез — пренеприятный субъект.

Во время плавания между Томасом и Гезом произошла ссора, в результате которой Томас оказался в открытом море на лодке со странной молодой женщиной. Она представилась как Фрези Грант, и мужчина узнал голос, который так поразил его. Она дала Томасу чёткие инструкции о том, как поступать дальше. А сама спрыгнула за борт и пошла по морской глади, как по суше.

Ошеломлённый мужчина стал с остервенением грести за женщиной и вскоре увидел корабль, который и взял его на свой борт. Там Томас познакомился с девушкой Дэзи. Вскоре корабль прибыл в порт. Где молодой человек услышал легенду о женщине, которая могла ходить по глади моря и спасала гибнущие корабли. Он понял, что плыл на лодке с этой знаменитой женщиной.

В портовом городе встретились Гез и Биче Саниэль, которая хотела купить корабль, принадлежащий капитану. Между ними произошла ссора, и вскоре моряка нашли мёртвым. Вначале под подозрением оказалась Биче. Но затем выяснилось, что капитан на своём судне перевозил наркотики и был убит его сообщником. Томасу вначале нравилась Биче, но затем он понял. Что не любит её. Вскоре Томас опять встретился с Дэзи, рассказал ей историю, как он попал в  порт и про женщину, которая при нём ходила по волнам. Девушка поверила молодому человеку. Между ними вспыхнули чувства. И мужчина понял, что все предыдущие события вели его к Дэзи.

Когда Томас и Дэзи сыграли свадьбу, то узнали, что корабль «Бегущая по волнам» оказался около одного острова без команды. Почему так произошло, никто не сумел отгадать.

Писатель убеждает читателей в том, что надо прилагать усилия, чтобы добиться исполнения своей мечты.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла,  Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле. В произведении четко обнажается противоречия между силами добра и зла, не происходит обезличивание Бога и Дьявола – наоборот автор желает раскрыть образы двух сторон. Не самый обычный иностранный гражданин Воланд побывал в Москве в 1930-х годах для того, чтобы увидеть, поменялся ли менталитет человечества за последнюю тысячу лет. После событий революции произошел переворот, в котором пролетариат начинает руководить. Дьявол решает проверить изменился ли нравственный аспект правящего руководства. Мы видим его появление на Патриарших прудах в компании критиков — Берлиоза и Бездомного. Тогда Сатана и узнает, что у людей нет веры ни в черта, ни в Бога. Дьявол наказывает Берлиоза за его высокомерие тем, что последний лишается головы. Изображая свиту Воланда, Булгаков воспользовался ветхозаветной книгой Еноха. В нее входят кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и вампирша Гелла. Задачами этой свиты является разоблачение лже-святош. Все эти герои имеют такие черты характера: коварность, алчность, хитрость, преступность, искушение. В сравнении с пролетариатом, Воланд выглядит более умным, честным и здравым. Он достаточно принципиальный – умеет как наказывать, так и прощать. Он дал свободу Понтию Пилату, Маргарите и Мастеру. При помощи элементов фантастики писатель открывает личности героев и социум в общем. Четко изображается вражда добра со злом, любви и ненависти. Булгаков сделал шедевр литературы, в котором контраст мистики и реальности скрадывается и читатель вливается в новый мир, наполненный рассуждениями, философией.

Давайте немного отвлечёмся от фэнтази и вспомним ещё один интересный литературный жанр – научную фантастику. Тем более, что фэнтази и фантастика очень похожи. Главное их различие в том, что научная фантастика стремится к научному объяснению мира, в котором разворачивается повествование книги, а фэнтази принимает всё как данность – существование мира этих произведений относительно реального мира никак не проговаривается, эти миры существуют как параллельные.

Имя выдающегося советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева широко известно в нашей стране и за рубежом. Конечно, большинство его произведений написаны в жанре научной фантастики, но писатель сумел создать впечатляющие, яркие образы людей. Герои его книг Ихтиандр  и Ариэль, реально не могут существовать – они разделили одну судьбу – неудачного эксперимента, от этого их образ получает яркий романтический ореол. Самые известные произведения Беляева – «Человек – амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариэль», «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды». Все они написаны очень интересно и захватывающе.

Фантастический мир Стругацких — это мир будущего во всех возможных его вариациях. Братья Стругацкие всегда писали о будущем, пытались разглядеть его в настоящем, страшились его и в то же время восхищались им. Творческое наследие Стругацких огромно, вспомним самые известные романы: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом».

Но давайте вернёмся к фэнтази! Ник Перумов — «Отец» русского фэнтези – завзятый толкинист, он даже писательскую карьеру начал с цикла, герои которого живут в Средиземье. Книги Ника Перумова вызывают споры, влюбляют в себя поклонников жанра, увлекают в иные миры, открывают читателю альтернативную историю. С самого начала взгромоздившись на трон «короля» русской эпической фэнтези, он до сих пор не уступает завоеванных позиций.

Положившая начало популярности писателя трилогия «Кольцо Тьмы», по большому счету, фанфик. Но весьма подробный, тщательно проработанный, даже бросающий идейный вызов прародителю. Перумов закрепил свой успех циклом «Летописи Хьерварда». На счету писателя как сериалы («Хранители Мечей»), так и отдельные романы. В течение долгого времени Перумов оставался практически монополистом в данной области.

Мария Семёнова — признанный флагман славянского фэнтези. Она далеко не лидирует ни по тиражам, ни по числу книг, но блестящий стиль писательницы, умение выстроить сюжет, выписать персонажей и гармонично свести историю и выдумку завоевали Семёновой первое место в сердце каждого любителя жанра.

В 1995 году книгой «Волкодав» она познакомила нашего читателя с последним воином из клана Серых Псов. Если в основе львиной доли «традиционного» фэнтези лежат легенды артуровского цикла, то «Волкодав» покоится на совершенно иной культурной традиции.

В аррантах, веннах, вельхах, сегванах несложно разглядеть знакомых со школьной скамьи варягов, греков и славян. Быт, нравы, антураж —  все это частью взято из истории, частью заимствовано из мифологий других народов, а частью и придумано — но историческая составляющая в книгах Марии Семёновой всегда на ведущем месте.

Сергей Лукьяненко – это известный писатель-фантаст, с такой же интересной и увлекательной судьбой, как и все его произведения. Творчество автора представлено в следующих жанрах: фантастика, научная фантастика, фэнтези, юмористическая фантастика, альтернативная история, эпическая фантастика, любовные романы, любовно-фантастические романы, документальная литература, публицистика, критика, боевая фантастика, киберпанк, социально-психологическая фантастика, космическая фантастика, детективная фантастика, героическая фантастика, детская фантастика, городское фэнтези…  Самые известные произведения Лукьяненко: Серия «Дозоры» — в книгах этой серии повествуется о противостоянии сил Света и Тьмы. Давным-давно между ними было подписано соглашение, благодаря которому был достигнут баланс и воцарился мир. Люди научились сосуществовать с представителями параллельного мира — колдунами, вампирами, оборотнями…За соблюдением баланса должны следить Дозоры, ведь всегда найдутся те, кто пытается нарушить установленные правила…

«Черновик, Чистовик» — популярная фантастическая дилогия Сергея Лукьяненко повествует о мире, насквозь прошитом порталами в иные реальности, за которыми бдительно следят особые люди, отторгнутые и забытые собственным окружением — Функционалы. В серию вошли романы «Черновик» и «Чистовик», которые сразу после своего выхода были отмечены не только отличными отзывами критиков, но и удостоились нескольких литературных премий.

Также большой популярностью пользуются Цикл «Лабиринт отражений», Цикл «Геном», «Звезды – холодные игрушки» и многие другие.

Супруги Марина Юрьевна Дяченко-Ширшова и Сергей Сергеевич Дяченко — самые известные писатели Украины, признанные однажды лучшими фантастами Европы, но и без этого титула их негласно считали прямыми наследниками Стругацких. Во всяком случае,  сам Борис Стругацкий думал так — и потому выбрал именно их сценаристами «Обитаемого острова».

Актриса Марина Ширшова и психолог Сергей Дяченко опубликовали первый совместный роман в 1994 году (это был «Привратник»). С тех пор каждая их книга отмечалась российскими, украинскими или международными премиями — в этом смысле они, пожалуй, самые титулованные фантасты на постсоветской территории. Они написали очень много — больше двадцати романов и повестей, полсотни рассказов. В Киеве придумали специальное жанровое обозначение «М-реализм» (то ли Маринин, то ли магический).  Лучшая проза последних двадцати лет — это «Армагед-дом», «Пандем», «Пещера», «Долина Совести» и особенно прославленная «Vita nostra», романы, от которых, при всех прочих достоинствах, не оторвешься. И каждый год выходили их новые тексты — разные, но неизменно качественные. Книга «Ритуал» вдохновила режиссёра Индара Джендубаева на создание кинофильма: Дракон похитил принцессу, чтобы сотворить древний ритуал. Смертельная опасность, недоверие, предательство, борьба за любовь и свободу, вечный сюжет о красавице и чудовище, прочитанный по-новому. Дракон-оборотень и девушка-невеста – оба отстаивают свое право быть человеком, оба проигрывают в борьбе против вечных ритуалов, которыми скована наша жизнь… Но проигрывают ли?

Наше путешествие подошло к концу. Конечно, мы не смогли охватить весь огромный пласт литературы в жанре фэнтази и фантастики, но мы и не ставили перед собой такую задачу. Надеемся, что вам понравился наш краткий экскурс, и вы получили удовольствие от этой встречи.

Светлана Олексюк,

ведущий библиограф Центральной библиотеки имени А.П. Чехова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх WordPress Lessons