Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Жил такой парень

Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях,
какую знаю, живя с ними в одно время
В.М. Шукшин

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончив сельскую семилетнюю школу, поступил в Бийский автотехникум, но через два года вернулся в родное село, чтобы работать в колхозе. В 17 лет «ушел в огромную неведомую жизнь». Работал слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, затем на тракторном – во Владимире, на станции Щербинка разнорабочим ремонтно-восстановительного поезда.

В 1949 году Шукшин призвали в ряды Советской Армии, служил он в военно-морском флоте сначала на Балтике, потом на Черном море в звании военного специалиста-радиста особого назначения. В 1953 году демобилизовался и вернулся в Сростки, где работал директором школы сельской молодежи и одновременно преподавал русский язык и литературу.

В 1954 году Шукшин поступил на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии (ВГИК), который окончил в 1960 году. В 1958 году сыграл первую главную роль в фильме М. Хуциева «Два Федора». В этом же году в центральной печати был напечатан первый рассказ Шукшина «Двое на телеге». В 1963 году вышла его первая книга – «Сельские жители». С этого года работает режиссером на киностудии имени М. Горького, снимает свой фильм «Живет такой парень», который был удостоен главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность.

В 1965, 1969, 1972 годах на экраны страны выходят фильмы Шукшина «Ваш сын и брат», «Странные люди» и «Печки-лавочки». Слава актера, режиссера и писателя будет сопровождать Василия Шукшина до конца жизни.

В 1968 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник рассказов «Там, вдали», в 1973 – сборник «Характеры», в 1974 – «Беседы при ясной луне». В этом же году выходит «Калина красная», где Шукшин выступил как сценарист, режиссер и актер, а сам фильм стал явлением в советском кинематографе.

В июне 1974 года был сдан в издательство роман «Я пришел дать вам волю».

2 октября во время съемок фильма «Они сражались за Родину» в станице Клетской Волгоградской области Шукшин скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1976 г. ему присуждена Ленинская премия за достижения в кинематографии.

О том, каким был Шукшин писателем, режиссером, артистом, написано много. В этом обзоре нам хотелось бы подробнее остановиться на некоторых, на наш взгляд, наиболее интересных книгах о Василии Макаровиче Шукшине, которые есть в фонде нашей библиотеки.

Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. – М.: Мол. Гвардия; 1999. – 405 (11) с., ил. – (Жизнь замечат. Людей. Сер. биогр. Вып. 768).

На основе большого документального материала (писем, воспоминаний родных, людей, близко знавших Шукшина в разные годы жизни), обращаясь к произведениям Шукшина, критик Владимир Коробов воссоздает жизненный и творческий путь оригинального прозаика, подарившего мировой литературе нового героя – причудливого мудреца, неудачника в обыденной жизни, мечтателя и своеобразного философа, обитающего в глубине народной жизни. Эта книга была написана за 20 лет до издания в серии «Жизнь замечательных людей». Первое издание книги получило широкий читательский отклик и было удостоено премии Ленинского комсомола. Но так случилось, что в авторском замысле она смогла увидеть свет только сейчас, после смерти ее автора. Автор жизнеописания  — Владимир Коробов, как и его герой, прожил короткую, но яркую жизнь. 1999 год – юбилейный в наследии автора и его героя. Шукшину исполнилось бы 70, Коробову – 50. Особенностью творческого метода Владимира Коробова было умение войти в своего героя, как бы стилистически «слиться» с ним, соединиться так, что становилось не ясно, где автор, а где его критик. В этом издании впервые публикуются письма матери В.М. Шукшина Марии Сергеевны, воспоминания В.А. Софроновой, матери первой дочери Шукшина. Книга иллюстрирована редкими и неизвестными широкому читателю фотографиями Шукшина из музея Киностудии им. М. Горького.

Пономарева Т.А. Потаенная любовь Шукшина. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416 с., ил.

Книга Тамары Пономаревой, лично знавшей В.М. Шукшина, рассказывает о его личной жизни, о любви к первой жене – красавице-односельчанке Марии Шумской, о продолжительном романе с Викторией Софроновой… Письма Шукшина к матери откроют еще одну страничку его биографии: каким преданным и любящим он был сыном… Вспоминается емкая характеристика личности популярного писателя и кинорежиссера, данная Валентином Распутиным: «если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и по лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где  только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин. Ничего бы он не скрыл, но ни о чем бы и не забыл». Книга в полной мере подтверждает слова Распутина.

Белов В.И., Заболоцкий А.Д. Тяжесть креста. Шукшин в кадре и за кадром: Сборник. – М.: Советский писатель, 2002. – 176 с.

Сборник воспоминаний  о Василии Шукшине воссоздает его жизненный путь. Искренние, глубокие воспоминания раскрывают образ Шукшина во всей духовной сущности, позволяют лучше понять его силу и мощь, нравственную красоту, исповедальное стремление нести людям правду о нашем времени. В сборнике представлены воспоминания Василия Белова, русского писателя, одного из крупнейших представителей «деревенской прозы» и кинооператора Андрея Заболоцкого, который работал с Шукшиным над фильмами «Печки-лавочки» и  «Калина красная». Множество цветных кадров и фотографий, ранее не публиковавшихся. Неизвестные страницы жизни знаменитого писателя, актера и режиссера.

Василий Макарович Шукшин – представитель целого направления в русской литературе, условно названного «деревенским»; направление это весьма значительное и постоянно служит предметом самых оживленных критических дискуссий. В Истринской центральной районной библиотеке имени А.П. Чехова имеется множество изданий произведений самого В.М. Шукшина. Исследованию Шукшина как писателя посвящены следующие книги:

Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин – прозаик. – М.: Советский писатель, 1986. – 304 с.

Художественная проза Шукшина – вот предмет наблюдений и размышлений автора данной книги. Автор монографии исследует прозу Василия Шукшина, начиная с рассказов 60-х годов и кончая повестью «Калина красная» и романом «Я пришел дать вам волю». В процессе исследования В. Карпова привлекает воспоминания друзей Шукшина, суждения критиков, самооценки и комментарии писателя к своим работам.

Апухтина В.А. Проза В. Шукшина: Учебное пособие для пед. Ин-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 80 с.

В пособии анализируется содержание, жанры и поэтика произведений Шукшина, выявляются черты и свойства, присущие искусству этого самобытного писателя, актера, драматурга. Отмечается влияние прозы Шукшина на традиционные формы рассказа и повести. Проза писателя рассматривается в книге как значительное явление советской литературы. Большое внимание уделяется осмыслению социально-исторических обстоятельств формирования писателя, истоков его творчества. Автор пособия стремится проанализировать прозу Шукшина в единстве содержания, формы и нравственно-эстетической позиции писателя. Концепция личности и народа рассматривается в книге как центральная, основополагающая для всего творчества писателя, всесторонне обоснованная Шукшиным в нравственно-эстетическом и историческом аспекте. Последовательно анализируются специфические жанровые и стилевые качества произведений Шукшина.

Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М.: «Сов. Россия», 1977. – 192 с. – (Писатели Советской России)

Работа молодого критика Владимира Коробова – первая попытка не только представить документально биографию Шукшина, но и запечатлеть то, что принято называть «диалектикой души»: становление художника, его взгляды на жизнь и искусство. «Вначале (весной 1974 года) задумана была такая книга: дать «срез» творчества Шукшина, перемежая собственно литературоведческий очерк беседами, интервью с самим писателем… Но жизнь распорядилась иначе. И книга теперь написалась другая… Главный ее принцип можно сформулировать так: как можно больше «самого Шукшина» (Вл. Коробов). Автор продуманно, добросовестно и в соответствии с поставленной перед собой задачей собрал большой материал, и вот, начиная с детства и кончая последними днями жизни, от рассказа к рассказу, от одного произведения искусства к другому, мы последовательно можем проследить развитие Шукшина-художника. Одно из направлений работы – последовательное, планомерное разрушение всяческих легенд и наговоров на Шукшина, жившего потаенными думами, достаточно скрытно, хотя в то же время и на виду у многих-многих людей.

Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Но все эти дарования принадлежали одному человеку. Шукшин не дробился между двумя такими крупными искусствами, как литература и кинематограф, а видел в собственном киноискусстве продолжение своей же прозы. Он не мог жить без кинематографа по той причине, считает режиссер Сергей Герасимов, что был воспитан в кинематографической школе и был ей благодарен. Для опытного режиссера оправдана жадность Шукшина к актерскому творчеству. Шукшин никогда бы не смог от него отказаться по той же самой причине: он видел в работе актера продолжение литературы.

О Шукшине: Экран и жизнь ред. Федосеева-Шукшина, Л.Н.; Черненко, Р.Д.О Шукшине: Экран и жизнь / Сост. Л. Федосеева-Шукшина и Р. Черненко; Предисл. С. Герасимова. – М.: Искусство, 1979. – 335 с., ил.

Интересной, во многом удавшейся попыткой комплексного изучения творческого наследия В.М. Шукшина явился составленный Л. Федосеевой-Шукшиной, женой художника, и киноведом Р. Черненко коллективный, насыщенный фактами сборник «О Шукшине», выпущенный издательством «Искусство». На страницах этого сборника размышляют, рассказывают, вспоминают Шукшина, мастера художественного творчества и человека, его учителя и соратники, режиссеры и критики, актеры и сценаристы, единодушно подчеркивая, объясняя глубокую социально-нравственную основу шукшинского таланта. Сборнику предпослана статья кинорежиссера Сергея Герасимова, ее название – «Народный художник», как бы задает тон всему сборнику. «О Шукшине говорят, естественно, добрые слова, потому что, наверное, нет человека, который думал бы о нем иначе. Но просто вспомнить добрым словом – еще не все. Полезно сделать и кой-какие выводы для будущего…». Книга эта написана теми, кто знал его, и теми, кто изучал его творчество. С размышлениями и воспоминаниями о жизненном и творческом пути Шукшина выступают его друзья, коллеги по искусству режиссеры С. Бондарчук, Г. Товстоногов, Г. Панфилов, М. Хуциев, И. Хуциев, оператор В. Гинзбург, актеры М. Ульянов, Ю. Никулин, В. Санаев, Л. Куравлев, Н. Сазонова, Е. Лебедев, кинодраматург А. Каплер, поэтесса Б. Ахмадулина, а также киноведы и кинокритики Е. Громов, Г. Капралов, К. Рудницкий, Н. Зоркая, Л. Аннинский, Ю. Смелков, О. Румянцева.

Тюрин Юрий Петрович. Кинематограф Василия Шукшина. – М.: Искусство, 1984. – 319 с., 16 л. ил., портр.

Книга является первой в отечественном киноведении монографией о творчестве Шукшина-режиссера. Автор подробно прослеживает процесс становления Шукшина-кинематографиста, обстоятельно анализирует философский и художественный мир его фильмов. Исследование не замыкается в рамках традиционного искусствоведения, оно тесно связывает произведения Шукшина с жизнью. В основе материала исследования – фильмы Шукшина («Из лебяжьего сообщают», «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»). Картины других режиссеров, где Шукшин выступал в качестве актера, привлекаются лишь в качестве дополнительных источников, равно как и фильмы, сделанные по шукшинским сценариям другими постановщиками. Все ленты Шукшина носят отпечаток его личности. Его картины пристрастны, они всякий раз провоцируют зрительскую реакцию, лишь бы избежать равнодушного к себе отношения. Эти фильмы рассчитаны на живой контакт с аудиторией. Пусть понимание, пусть спор – только не отстраненность: ее-то Шукшин боялся пуще дурного глаза. Кинематограф Шукшина сумел постичь существенные стороны правды жизни. В этом его универсальность. В этом его новаторство. Какую же правду? И каким образом? Пытается выяснить автор монографии.

В.М. Шукшин прожил недолгую жизнь. Но его книги, фильмы, сама незаурядная личность художника по-прежнему привлекают людей. Его творчество, воплощённые в художественной форме раздумья о человеке и обществе не утратили актуальности, а эстетическая оригинальность и совершенство его литературных произведений обеспечили наследию Шукшина прочное место в истории литературы ХХ века. В 25 поступил во ВГИК, в 30 лет его окончил, в 45 Шукшина не стало. Но как много он успел сделать за такой короткий отрезок времени, отведенный ему судьбой!

Обзор подготовила библиотекарь отдела обслуживания
Кларк Алевтина Николаевна

2 комментария к “Жил такой парень”

  1. Владимир

    Спасибо за хорошую подборку о гениальном русском мастере слова и кино. Низкий поклон! В.Н. Шульгин

  2. Уведомление: 14+ Истринская центральная районная библиотека имени А. П. Чехова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
WordPress Lessons