27 марта — Всемирный день театра. Антон Павлович Чехов внес значительный вклад в развитие и становление русского театра.
Он познакомился с театральным искусством в Таганроге, когда ему было всего 13 лет, посмотрев оперу Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Это увлечение Чехов перенес во взрослую жизнь.
Спектаклям на большой сцене, поставленным по пьесам великого классика, предшествовали домашние постановки. Впечатлившись от увиденного в театре, Антон Чехов в роли режиссера и постановщика ставил свои интерпретации в кругу семьи.
Первый личный театральный опыт Чехова — постановка «Иванова» в театре Корша в 1887 году, когда он оказался внутри процесса подготовки спектакля, близко познакомился с актерами, с системой репетиций.
Особую роль в отношениях Чехова и театра сыграл Московский Художественный театр (МХТ). Несмотря на то, что после ряда неудач работать с театром Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко Чехов согласился не сразу, Художественный театр стал для писателя вторым домом. Антон Павлович бывал на репетициях, режиссеры и артисты часто обращались к нему за советами.
17 декабря 1898 года состоялась триумфальная премьера «Чайки». Через год новый успех: 28 октября 1899 года овациями был встречен «Дядя Ваня». Специально для этого театра Чехов написал «Три сестры» и «Вишневый сад» — пьесы, которые поставили на театральных сценах по всей стране и которые идут в российских театрах до сих пор.
С самого начала написания пьес Антон Павлович Чехов выступил в них как новатор. Устарелую форму подачи театральных постановок он преобразовал на корню, создав современную, ни на что ранее не похожую. Он считал, что современные зрители готовы к новому восприятию театральных постановок:
«Требуют, чтобы герой, героиня были сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они (люди) больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни… Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».
В основе взглядов Чехова-драматурга лежало неприятие к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. По его мнению, на сцене все должно быть так же просто, как и в жизни. Эта простота вовсе не исключала, с точки зрения Чехова, свежести и оригинальности драматургической формы. В одном из своих писем он заявил: «Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретёт новую эру. Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет!!!».
Чехов-драматург вошел в историю русского и мирового театра как великий демократ и гуманист, смелый новатор, создавший, по определению М. Горького, «новый вид драматического искусства». И сегодня все чаще и чаще театры многих стран мира обращаются к Чехову.

На фото – А.П. Чехов с артистами МХТ, 1899 г