6 июня во всем мире отмечается день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Поэтический дар гения был не раз отмечен и Антоном Павловичем, оказав на творчество писателя и драматурга огромное влияние. В нашей рубрике #ЧеховскийЧетверг мы раскроем некоторые страницы этого явления. Литературный исследователь Э. В. Слининой из Псковского государственного педагогического института им. С.М. Кирова, в своей работе «Чехов и Пушкин» утверждает, что Антон Павлович часто говорил о Пушкине, о его стихах, его героях, «но слова эти непосредственно почти не связаны с его собственными творческими планами и решениями. Кроме того, почти все, сказанное с Чеховым о Пушкине, известно нам лишь из писем, а в письмах Чехов далеко не все говорит прямо и всерьез: даже самые серьезные строки чеховских писем часто окрашены иронией». То, что Чехов любил Пушкина, кажется истиной, не подлежащей обсуждению и спору. И, конечно, эта любовь отразилась на личности художника, на его творчестве. Наиболее интересны те случаи, когда пушкинское поэтическое слово звучит у Чехова непосредственно. Тогда эта «основа» связи двух художников как бы всплывает на поверхность, и ее легче увидеть и осознать. Строка из пушкинского «Воспоминания» в письмах Чехова встречается дважды. И в первый раз в письме от 10 мая 1891 года, где одновременно Чехов сообщает, что пишет «роман». Комментаторы писем Чехова отмечают, что здесь идет речь о повести «Дуэль» (А. П. Ч е х о в. Полное собрание сочинений и писем в 20 т., ГИХЛ, Москва—Ленинград, 1944—1951, т. XV, стр.517). Э. В. Слинина приводит в своей работе пример использования пушкинских тем в повести Чехова «Дуэль».
Одна из центральных глав этой повести имеет эпиграф, и этот эпиграф — отрывок из стихотворения Пушкина «Воспоминание». То, что Чехову необходимы были здесь эти пушкинские стихи, что они здесь имеют и большой смысл, и значение — в этом убеждает сама повесть «Дуэль». Отзывы критиков — современников Чехова и противоречивы, и не всегда убедительны. Больше всего занимает критиков главный герой повести — Лаевский. Один из литературных критиков, И. Ясинский считал, что «Дуэль» «представляет собою полемический ответ художника на «Крейцерову сонату» графа Толстого, что «автор видит панацею всех бедствий, которые выпали на долю героя повести, Лаевского, и героини, Надежды Федоровны, в законном браке». Слинина подчеркивает, что, сообщая о первоначальном замысле повести, Чехов сам связывает ее содержание с именами Печорина и Онегина: «Мельком говорю (…) о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке»… ((А. П. Ч е х о в. Полное собрание сочинений и писем в 20 т., ГИХЛ, Москва—Ленинград, 1944—1951, т. XV, стр.239).Эта была повесть, в которой был и романтический Кавказ (самый «литературный» фон для событий, какой только можно было вообразить), и была дуэль двух противников, самое значительное событие повести (литературная традиция такого сюжетного «узла» — дуэли — также связывает Чехова со многими его предшественниками, в том числе и с Пушкиным). Всякое литературное прикрепление замысла повести было бы произвольным, несмотря на то, что сам автор связывает повести и с Л. Толстым, и с «Онегиным» и «Печориным» — литературные ассоциации здесь безграничны. Однако, по мнению Слининой, прямой сюжетной связи с Пушкиным в повести «Дуэль», нет.
