В эпоху рисунка 80-90-х XIX века произошёл рост интереса к пейзажу. Художники жанра освободились от необходимости вводить сюжет, на первое место вышел реализм, переходные состояния живого, величие и великолепие настоящей природы. В этот период раскрылись таланты многих выдающихся живописцев, и одним из первых и лучших представителей направления считается Исаак Ильич Левитан.
Левитан за недолгую жизнь создал множество прекрасных работ, занявших особое место в истории художеств. И в день памяти Исаака Левитана, 4 августа, #истрабиблиогид представляет одну из книг фонда, для тех, кто хочет познакомиться с жизнью и творчеством известного художника – 4 Книга «Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века» Мальцевой Фаины Сергеевны. Эта часть является последним альбомом серии публикаций труда о выдающихся художниках. Другие книги из серии также позволят узнать о других художников и погрузиться в мир русского пейзажа 19 века.
«Высокие человеческие чувства, которыми полны пейзажи Левитана, и придают его произведениям огромную действенность, способную взволновать зрителя и пробудить в его душе ту «безграничную любовь к своей родной земле», которую художник пронёс через всю свою жизнь».
Первые упоминания о творческой работе Левитана в художественной жизни Москвы относятся к 1873 году. Уже 13 лет в работах Левитана товарищи и учителя отмечали огромный талант. Вместе с пейзажистом в художественном училище в мастерской Саврасова учились М.В. Нестеров, братья Коровины, С.И. Светославский, Н.А. Касаткин и Н.П. Чехов. Уже в 1877 году на годичном экзамене он получает первую Малую серебряную медаль.
В середине 70-х умирают родители художника, сам он получает осложнения от тифа, а семья испытывала тяжёлое материальное положение. Трудная жизнь превратила Левитана в серьёзного, впечатлительного, но замкнутого молодого человека, но, несмотря на все горести и на протяжении жизни, он продолжил развивать свой талант.
По словам Нестерова М.В.: «Талант в самом деликатном возрасте своём встретился с жёсткой нуждой… Завязалась борьба на долгие годы». И уже на второй выставке в декабре 1870 года, в которой участвовали работы Левитана, картину «Осенний день. Сокольники» приобрёл П.М. Третьяков, что считается началом признания молодого гения.
В 80-е годы происходил значительный рост мастерства и становление художника. А в 1885 году, Левитан, впервые участвующий в выставке передвижников, начале сближение с другим творцом – А.П. Чеховым, дружба с которым длилась, несмотря на испытания, долгие годы, до самой смерти художника. Сближало этих двух гениев общность идейных устремлений, цели и беспрерывность творческих исканий, развитие своего таланта.
«Созвучны были Левитан и Чехов и в своём отношении к природе, которую оба они воспринимали лирически и в которой видели для человека источник глубоких душевных переживаний».
Один из этюдов, выполненных в начал их дружбы, был создан у реки Истры, где на лето в имении Бабкино семья Чехова снимала дачу. В этюде «Речка Истра» 1885 года появляется один из самых популярных мотивов в творчестве Левитана – река и бескрайний небесный простор, наполненные гармоничной целостью.
В 90-х в творчестве Левитана началась пора шедевров, в 1894 году он получил вид на жительство в Москве и активно участвовал в выставках передвижников. А к концу 1890-х гг. наконец-то пришло заслуженное признание, он получил звание академика Императорской академии художеств, Левитан смог преподавать в том самом училище живописи, где обучался сам.
К сожалению, жизнь Левитана оборвалась весной 1900 года. Хронические проблемы со здоровьем обострились, а простуда ухудшила общее состояние. Живописца не стало слишком рано, но он оставил после себя как множество шедевров, так и традиции переданные ученикам, а творчество и работы – вечная память о создателе.