Большая часть названий улиц, усадеб столицы связана с именами мужчин — писателей, политиков, музыкантов. Но это не значит, что город не знал великих женщин. Главными героинями сегодня будут москвички прошлых веков, великие, талантливые, любимые, умные и красивые. Они возводили памятники, эпатировали публику и вдохновляли на великие свершения.
Сегодня #библиогид представляет книгу историка Оксаны Владимировны Монаховой «Москвички: великие женщины, изменившие столицу». Здесь, под одной обложкой, собраны истории о двадцати смелых, амбициозных женщинах-москвичках, судьбы которых тесно связаны с историей города. Все эти женщины были особенными: одни блистали на сцене театра, другие снимались в кино, руководили мануфактурами, вдохновляли художников, строили и открывали школы, лечебницы, родильные дома.
Талантливыми предпринимателями и меценатами становились не только купцы, но и купчихи. Читая книгу, вы узнаете, как купчихи вели бизнес, кто мог получить комнату в богадельном доме, в каком купеческом особняке обитал призрак, как связаны театр, бриллианты и бани, какие магазины были самими популярными, а также где можно встретить потомков русских купцов.
«Агриппина Александровна Абрикосова знала цену семейному счастью: родив 22 ребенка, она не только поставила на ноги детей и внуков, но и помогла другим женщинам ощутить радость материнства». Агриппина активно занималась благотворительной деятельностью: основала бесплатный родильный приют и детский сад для детей фабричных работниц, заботилась о нуждающихся. А известно ли вам, уважаемые современники, что московский аэропорт Внуково получил название благодаря близлежащему имению Абрикосовых? Супруга кондитерского магната Алексея Ивановича Абрикосова Агриппина Александровна купила его для внуков, да так и назвала ─ Внуково! Главным богатством для Агриппины Абрикосовой была семья, главная опора и в деле, и во всей жизни.
Имя Надежды Петровны Ламановой сегодня незаслуженно забыто и известно немногим. Художник-моделист, она сумела реализовать свой талант и в царской России, и при советской власти. Имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества», сотрудничала с театрами: ее изделия были настолько уникальны, что Станиславский называл Ламанову «Шаляпиным от моды». Для этого мастера не существовало некрасивых фигур. Драпируя ткани прямо на заказчице и закалывая их десятками булавок, она добивалась гармонии пропорций платья и фигуры. Знакомство Ламановой с Верой Мухиной в дальнейшем перешло в дружбу и сотрудничество. В 1925 году женщины издают альбом «Искусство в быту» — своеобразную иллюстрированную инструкцию, чтобы каждая читательница могла самостоятельно сшить себе красивый наряд. Совершенно очевидно, инструкцию можно назвать первым номером журнала «Мода». Ламанова также вошла в число первых художников по костюмам и в истории советского кино, став гордостью и легендой отечественной моды.
Мария Ермолова: «героическая симфония русского театра»; Вера Фирсанова: бизнес-леди дореволюционной России; Евфимия Носова (Рябушинская): женщина-коллекционер; Мария Чехова и еще многие, многие, многие…
Жизни великих москвичек складывались по-разному: были взлеты и падения, споры с судьбой, но никто из них не изменил своему призванию и каждая внесла определенный вклад и в историю столицы, и мировое культурное наследие. Примером своей жизни они заслужили право на память не только современников, но и будущих поколений. Эти дамы стали настоящей национальной гордостью! «Виват Россия! виват драгая! Виват надежда! виват благая!» (Тредиаковский В.)