Согласно данным метрической книги, Николай Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда. Этому дню по новому стилю летоисчисления соответствует 1 апреля.
Будущего писателя назвали в честь святого Николая. Мария Ивановна, мать Николая Гоголя, вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и другую нечистую силу. Постоянное состояние тревожности, впечатлительности матери сильно повлияло на характер писателя и его склонность к мистицизму, что в дальнейшем нашло отражение в сюжетах гоголевских произведений и образах героев.
Сегодня #библиогид представляет книгу «Н.В. Гоголь в иллюстрациях Анатолия Зверева: Ночь перед Рождеством. Записки сумасшедшего».
Читатель вновь окажется в вихре событий малороссийской деревни Диканька второй половины XVIII века. В христианской культуре ночь перед Рождеством называют сочельником, это последняя ночь, когда нечистая сила беснуется, пакостит, шалит. Автор задает вопрос: сможет ли человек противостоять злу? Встретившись с нечистой силой и не поддавшись ей, герой остаётся живым и получает награду: любовь красавицы Оксаны. Конечно, большинству этот сюжет знаком с детства, но в этот раз читатель будет путешествовать по повести с художником Анатолием Зверевым.
Анатолий Тимофеевич Зверев – русский художник, нонконформистского движения и основоположник русского экспрессионизма 1960-х годов. Он был и остается легендой художественной жизни Москвы второй половины 20 века. Зверев родился в 1931 году, умер в 1986-м, но за свои 55 лет жизни оставил большое художественное наследие. Это был многогранно одаренный человек. Пабло Пикассо называл его «лучшим русским рисовальщиком». Зверев создавал уникальный художественный мир, который и сейчас можно узнать с первого взгляда.
Любимый зверевский писатель — без всякого сомнения, Николай Гоголь. В середине 1950-х годов художник создал к ряду его произведений «большую серию рисунков, выполненных тушью с разработкой пером и кистью». В этих иллюстрациях, как и в персонажах гоголевских героев, перемешиваются обыденное и волшебное, смешное и печальное, достоверное и забавно-фантастическое.
Почему Зверев выбрал Гоголя? Можно предположить, что своеобразный художественный мир великого писателя наиболее полно соответствовал представлениям живописца об искусстве. Зверев, как и Гоголь, дает возможность читателю увидеть персонажа или предмет в неожиданных ракурсах. На одной из иллюстраций к «Ночи перед Рождеством» черт изображен то ли червяком, то ли гусеницей, на другой – грузным быком, который, извиваясь, протискивается в трубу дома. Другой герой повести, пузатый Пацюк, похож то на большой шар с нахмуренной головой, то на огромного усатого сома, то на свернувшегося в клубок толстого змея.
Иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» не менее интересны. Читатель наверняка помнит, что болезнь главного героя произведения, мелкого чиновника Поприщина, становится очевидной, когда он слышит разговор собак. Художник изображает безумие персонажа в виде маленькой фигурки собачки в потоке льющегося дождя. Описывая главного героя, Гоголь использует сравнение: «совершенная черепаха в мешке», и на одном из рисунков внимательный читатель ее непременно рассмотрит.
Анатолий Зверев проиллюстрировал почти все произведения Николая Васильевича Гоголя. Литературовед Игорь Золотусский назвал эти графические листы «вихрем восхищения и ужаса». Новаторство и смелость, с которыми художник «взорвал» привычные рамки иллюстрирования, могут быть оценены именно сейчас.