Открытый школьный лекторий

О «Тарасе Бульбе»,  русской грамматике и пунктуации.

28 апреля мы встретились в библиотеке  с Елизаветой Лысовой-Голомзиной в Открытом школьном лектории. Тема: «Изучаем пунктуацию по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».  Почему ее сложно читать? Так ли уж она оторвана от наших реалий? Чем отличается  значение слова «добрый» в словосочетаниях «добрый конь», «люди добрые!» и «станет добрым полковником».

Вы смогли себе  ответить? А мы ответили. А еще поискали друг для друга ответ на вопрос, почему нужно читать «Тараса Бульбу» и почему это сложно сделать, особенно,  молодым читателям, которые  плутают в дебрях гоголевской  повести-былины, не знакомы с многозначностью разных слов.

Почему так много запятых в прямой речи героев? Порыв и страсть выражают эти обращения!  Один из главных героев произносит такие слова: «Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну в сердце своем, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет её оттуда!»

Участники нашего лектория, воспитанники педагога Центра  ТРиГО Ольги Сударевой, тонко прочувствовали это, и записали текст, не потеряв ни одной запятой! Интересно?! 12 мая в 12.00 в Открытом школьном лектории в Чеховке будем говорить о польском фантасте Станиславе Леме и его рассказе «Маска». Приходите!

О.В. Анискина

Открытый школьный лекторий: параллельные миры Н.В. Гоголя

В замечательный солнечный субботний день 24 марта мы продолжили общаться с Елизаветой Лысовой–Голомзиной  в нашем лектории. Темой для общения стала поэма  Николая Васильевича Гоголя.

К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

Известно, что в начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись…  Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

Наш разговор коснулся разных вопросов. Мы говорили о роли авторских отступлений в романе, обсуждали и то,  в какое время года происходит действие в романе и что это может означать, на каких сказочных героев из параллельного, сказочного мира похожи  герои произведения. Интересно было по гоголевскому описанию помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева и др. попробовать  изобразить их каким-либо действием: все представляемые герои были отгаданы участниками лектория.

Следующая встреча состоится 7 апреля в 11.00. Темой будет изучение пунктуации по произведениям Ивана Бунина. Читаем его рассказы «Легкое дыхание» и «Чистый понедельник»

О.В. Анискина

«Открытый школьный лекторий» в библиотеке – что это такое?

В субботнее утро в нашей библиотеке состоялась первая встреча в «Открытом школьном лектории». «Негероический” герой — чье время?» — тема, предложенная  журналистом и педагогом внешкольного образования Елизаветой Лысовой-Голомзиной стала первой и положила начало реализации проекта, организованного Центральной библиотекой им. А.П. Чехова и Центром ТРиГО в нашем округе. Проекту оказывает поддержку Управление по информационной политике, информатизации и связям с общественностью Администрации городского округа Истра.

Школьная практика свидетельствует о том, что обучающиеся  в средней и старшей школе знакомятся с произведениями русской и зарубежной литературы довольно внушительного количества: в каждом от 8 до 11 классов в течение года — до 30 произведений разных авторов. Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева в одном из интервью подчеркнула, что от 25 до 45% школьников в стране не обладают навыками функционального чтения (т.е. текст читают, а провести его исследование даже в рамках небольшого школьного сочинения могут с трудом).

Насколько важно наличие развитых коммуникативных возможностей у детей, да и у взрослых тоже, а также наличие навыка размышлять и анализировать прочитанное, говорить не приходится. Это и так всем ясно!

Опыт такого обсуждения и был осуществлен на встрече в нашем лектории. Разбирая роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, каждый мог высказать свой собственный взгляд на изложенные в произведении события, поступки героя и свое отношение к ним. Участникам стало очевидно, насколько важно помнить текст произведения, чтобы понять, почему именно эти, а не другие чувства он вызывает.

Участники лектория —  школьники и взрослые разного возраста. Но Елизавете удалось так построить общение, что высказаться хотелось всем. Это оказалось по-настоящему интересно и не хотелось расходиться.

Готовимся к следующей субботней встрече (предположительно 24 марта), посвященной Н.В. Гоголю. Читаем и обсуждаем его роман «Мертвые души»! Если Вам это интересно, если есть мнение, которым Вы готовы поделиться, приходите! Мы ждем Вас!

Заведующая организационно-массовым отделом О.В. Анискина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *