Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Иван Алексеевич Бунин. К 145-летию со дня рождения

«…Желаю Вам прославиться на весь мир,

сойтись с самой хорошенькой женщиной

и выиграть 200 тысяч по всем трем займам….»

Из письма Чехова Бунину, 15.01.1902

«Моя писательская жизнь началась довольно странно. Она началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки, будучи внезапно поражен тем, на что случайно наткнулся в какой-то книжке с картинками: я увидал в ней картинку, изображавшую какие-то дикие горы, белый холст водопада и какого-то приземистого, толстого мужика, карлика с бабьим лицом, с раздутым горлом, т. е. с зобом, стоявшего под водопадом с длинной палкой в руке, в небольшой шляпке, похожей на женскую, с торчащим сбоку птичьим пером, а под картинкой прочел подпись, поразившую меня своим последним словом, тогда еще, к счастью, неизвестным мне; «Встреча в горах с кретином». Кретин! Не будь этого необыкновенного слова, карлик с зобом, с бабьим лицом и в шляпке вроде женской показался бы мне, вероятно, только очень противным и больше ничего. Но кретин? В этом слове мне почудилось что-то страшное, загадочное, даже как будто волшебное! И вот охватило меня вдруг поэтическим волнением. В тот день оно пропало даром, я не сочинил ни одной строчки, сколько ни старался сочинить. Но не был ли этот день все-таки каким-то началом моего писательства?»

(Из «Воспоминаний» И.А. Бунина)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины, принадлежали знатному роду, который ведёт своё начало от Симеона Бунковского, который в 15 веке выехал из Литвы к московскому Великому князю Василию Тёмному и вместе со свей дружиной поступил к нему на «ратную службу». Среди его предков много людей даровитых как на поприще государственной службы, так и в области искусства, среди них поэты Василий Жуковский и Анна Бунина.

Отец – Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губерний, был участником Крымской войны, куда отправился добровольцем, там познакомился с Л.Н. Толстым. «Отец, человек необыкновенно сильный и здоровый физически, был до самого конца своей долгой жизни и духом почти столь же здоров и бодр», — писал о нём И.А. Бунин.

Мать – Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова) была прямой противоположностью супругу, натурой нежной, кроткой и чувствительной, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей.

Из 9 детей Буниных пятеро умерли в младенчестве. В Воронеже Бунины появились за три года до рождения Вани, для обучения старших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий на редкость способный к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, он был одарённым художником, но в те годы живописью не интересовался, больше гонял голубей. Что же касается младшего, то мать его, Людмила Александровна, всегда говорила, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный», «ни у кого нет такой души, как у него».

В 1874 году Бунины перебираются в последнее поместье семьи на хутор Бутыpки (не сохранился до наших дней), в Елецкий уезд Орловской губернии. В деревне от матери и дворовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил.

С раннего детства Иван Бунин был впечатлительным, с необычайно живым воображением: «Всё, помню, действовало на меня, — писал он, — новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лещины за хутором… »

На одиннадцатом году Бунин поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала хорошо, но год от года ученье шло хуже, в третьем классе оставался на второй год. В гимназии  писал стихи, подражая Лермонтову, Пушкину. Ивана не привлекало то, что обычно читают в этом возрасте, а читал, как он говорил, «что попало».

4 марта 1886 года педсовет гимназии исключил его из состава учеников за то, что «ученик 4 класса Бунин Иван до сих пор не явился из Рождественского отпуска и не взносил установленной платы за учение».

Теперь он снова жил в деревне, но не в Бутырках, а в Озерках, имении бабушки по материнской линии. Здесь под руководством брата Юлия, кандидата университета, Бунин готовился на аттестат зрелости.

(сегодня эта усадьба восстановлена)

Осенью 1886 года, 16-летний Иван Бунин начал писать роман «Увлечение», который не был напечатан. Писал он и стихи, некоторые из них вошли в собрание сочинений 1915 года.

«… он был юноша непокладистый, не скрывал своего отрицательного отношения к тому, что ему не нравилось, бросался в споры со всеми не смотря на возраст или уважение, которое окружало того или другого человека…» и ещё: «Характер у него был вспыльчивый, независимый, порой дерзкий, мнения свои он отстаивал яростно, какого бы ранга он ни был,» — пишет о молодом Бунине В.Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина».

Вот таким молодым человеком, со сложным характером, предстаёт перед нами Бунин в конце 80-х годов 19 века.

«Печататься я начал в конце восьмидесятых годов. Современниками моими были тогда люди очень разнообразные: Григорович, Толстой, Щедрин, Лесков, Глеб Успенский, Эртель, Гаршин, Чехов, Короленко, Вл. Соловьёв, Фет, Майков, Полонский, Надсон, Феофанов, Мережковский…»

Небольшое отступление «Бунин и Чехов».

В январе 1891 года Бунин обратился к Чехову с просьбой прочитать несколько его рассказов и высказать  них своё мнение: «… Вы самый любимый мной из современных писателей, и так как слыхал от некоторых моих знакомых (харьковских), знающих вас, что вы простой и хороший человек, — то выбор мой «пал» на вас. К вам я решил обратиться с следующей просьбой: если у вас есть свободное время для того, чтобы хоть раз обратить внимание на произведения такого господина, как я, — обратите, пожалуйста. Ответьте мне, ради Бога, могу ли когда-нибудь прислать вам два или три моих (печатных) рассказа и прочтёте ли вы их когда-нибудь от нечего делать, чтобы сообщить мне несколько ваших заключений…» (из книги В.Н. Муромцевой-Буниной «Жизнь Бунина»)

Обожаемый Буниным Чехов со свойственной ему сдержанностью, но очень благосклонно оценивал ещё совсем молодого Бунина и дарил его своим дружеским расположением.

Дружба Чехова и Бунина, завязавшаяся в дальнейшем, вообще сюжет для отдельного разговора и даже книги. Кстати, Бунин до конца своих дней писал книгу воспоминаний о Чехове.

С осени 1889 года началась работа 18-летнего Ивана Алексеевича в редакции газеты «Орловский вестник», нередко он был фактическим редактором; печатал в ней свои рассказы, стихи, литеpатуpно-кpитические статьи, и заметки в постоянном разделе «Литература и печать».

Жил он литературным трудом и сильно нуждался. Отец разорился, в 1890 году продал имение в Озёрках. Ждать молодому поэту помощи было неоткуда, хотя время от времени финансовую поддержку ему оказывал старший брат Юлий.

В редакции «вестника» Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко, дочерью елецкого врача, работавшей корректором. Варвара стала первой большой любовью, «главной в жизни» (как писал в одном из поздних писем Бунин) и первой женой Ивана Алексеевича, хотя брак их и не был узаконен. Отношения продлились пять лет и закончились тем, что Варенька, оставив Бунина, вышла замуж за его приятеля А.Н. Бибикова.

Подлинные переживания Бунина того времени нашли отражения во многих рассказах, повести «Митина любовь», юношеский роман Бунина составил сюжетную основу пятой книги «Жизни Аpсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика».

1895 год — переломный в жизни Бунина, в январе он оставил службу в Полтаве и уехал в Петербург, а затем в Москву. Постепенно он входил в литературную среду. Большой успех на литературном вечере, состоявшемся 21 ноября в зале Кредитного общества в Петербурге, ободрил его. Там он читал рассказ «На край света».

В течение всей жизни Бунин жаловался на недостаточность, отрывочность знаний, приобретённых в юности. Об этих годах он вспоминал: «Всякий в юности к чему-нибудь готовится  и в известный срок вступает в ту или иную житейскую деятельность, в соучастие с общей людской деятельностью. А к чему готовился я?.. Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности – гимназия, университет – мне было не дано. Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся; а я нигде не учился, никакой среды не знал».

Впечатления его от всё новых и новых встреч с писателями были разнообразны: Д.В Гpигоpович и А.М. Жемчужников, один из создателей «Козьмы Пpуткова», продолжавшие классический XIX век; народники Н.К. Михайловский и Н.Н. Златовpатский; символисты и декаденты К.Д. Бальмонт и Ф.К. Солгуб. В декабpе в Москве Бунин познакомился с вождем символистов В.Я. Бpюсовым, 12 декабря в «Большой Московской» гостинице — с А.П. Чеховым. Очень интересовался талантом Бунина В.Г. Коpоленко — с ним Бунин познакомился в Петеpбуpге на юбилее К.М. Станюковича; летом 1897-го — с А.И. Купpиным в Люстдоpфе, под Одессой.

Из письма Л.Н. Толстому 21.03.1896г.: «…Я теперь вполне бродяга: с тех пор, как уехала жена, я ведь не прожил ни на одном месте больше двух месяцев…»

И в самом деле: Полтава, Москва, Петербург, Одесса, путешествие по Крыму, опять Полтава, Петербург, Москва – нигде подолгу не задерживаясь, обрастая новыми знакомствами и пополняя литературный багаж. В это же время занимается переводом «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло, за который в будущем получит Пушкинскую премию (первую, вторая за сборник стихов «Листопад» в 1901г.) Российской академии наук.

В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу. Здесь он подружился с писателями и художниками, членами «Товарищества южно-русских художников», собиравшихся по четвергам у художника Е.И. Буковецкого, в котором Бунин находил ум, оригинальность суждений, меткость слов. На «четвергах» Бунин читал свои и чужие произведения, читал прекрасно. «Бунин, — пишет художник П.А. Нилус, — отдавал друзьям вест свой смех, всю свою молодую радость…»

В Одессе Бунин сотрудничает в газете «Южное обозрение», печатая здесь свои стихи, рассказы, критические заметки и сходится с семьёй издателя, грека Николая Цакни. Дочь Цакни Анна сразу же приглянулась Бунину – высокая, пышноволосая, с тёмными глазами. На предложение 27-летнего Ивана Алексеевича о замужестве 19-летняя Анна Николаевна ответила «да» и стала первой официальной женой Бунина, свадьба состоялась 23 сентября 1898 года. Но и этому браку не суждено было долго продлиться. Уже в начале марта 1900 года супруги разошлись, а родившийся от этого брака сын Коля умер в 1905 г. от тяжёлой болезни. Бунин очень тяжело переживал эту утрату и, как писала в воспоминаниях Вера Николаевна Муромцева-Бунина, фотография сына лежала на пледе рядом с уже почти не встававшим Иваном Алексеевичем до последних дней.


1900-е годы были новым рубежом в жизни Бунина. Неоднократные путешествия по странам Европы и на Восток широко раздвинули мир перед его взором, столь жадным до новых впечатлений. А в литературе начинавшегося десятилетия с выходом новых книг он завоевал признание как один из лучших писателей своего времени. Выступал он главным образом со стихами. Кстати, Бунин считал себя, прежде всего поэтом, а современный читатель знает его, прежде всего, как прозаика. Интересно, что бы он сказал на этот счёт.

Приезжая в этот период в Москву Иван Алексеевич (и его брат Юлий) становится участником знаменитого литературно-художественного кружка «Среда» Николая Телешова. Здесь он познакомился и с удовольствием общался с Н. Златовратским, Л. Андреевым, Б. Зайцевым, В. Вересаевым, А. Серафимовичем, С. Найдёновым, И. Шмелёвым, здесь он долгие годы чувствовал себя «среди своих», здесь его любили, приветствовали, восхищались.

В 1900 г. вышел в свет рассказ «Антоновские яблоки», позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. В начале 1901 года вышел сборник стихов «Листопад», вызвавший многочисленные отзывы критики. Отрывок из стихотворения «Листопад» (1900):


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передаче настроения. Блок за «Листопад» и другие стихи признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди современной русской поэзии.

С 1902 года начало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького «Знание». Кстати, именно Горькому принадлежат, пожалуй, самые высокие и щедрые похвалы таланту И.А. Бунина.

И опять путешествия — Константинополь, Франция, Италия, Кавказ. Всю жизнь его влекли города и страны.

4 ноября 1906 года Бунин познакомился в Москве, в доме писателя Бориса Зайцева, с Верой Николаевной Муpомцевой, ставшей спутницей писателя до конца его жизни. Бунину уже было 36 лет. Вера была женщиной умной, с самостоятельными взглядами на литературу, на жизнь. Она умела позаботиться о Бунине – человеке очень сложном – создать ему условия для работы. Будучи человеком высокообразованным и не лишённым писательского таланта Вера Николаевна оставила прекрасные книги-воспоминания о Бунине «Жизнь Бунина» и неоконченную «Беседы с памятью», в которой подробно рассказала историю их знакомства и любви.

Совершив весной 1907 года своё четвертое «дальне странствие» (по странам Востока – Египет, Сирия, Палестина) с Верой Николаевной Бунин написал цикл рассказов «Тень птицы». Они сочетают в себе дневниковые записи — описания городов, древних развалин, памятников искусства, пирамид, гробниц — и легенды древних народов, экскурсы в историю их культуры и гибели царств.

Проза и стихи Бунина обретали теперь новые краски. Если в рассказах сборника «На край света» (1897), а также в «Антоновских яблоках» (1900) и «Эпитафии» (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести «Деревня», 1910, «Суходол», 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос «… быть или не быть России?». Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни.

В середине декабря 1910 года Иван Алексеевич и Вера Николаевна снова отправились в Египет и далее в тропики — на Цейлон. Дневник их плавания – «Воды многие» (1911), опубликованный почти без изменений в 1925-1926 годы, — высокий образец новой и для Бунина, и для русской литературы лирической прозы.

Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунин, его искусство поднимать в мир поэзии «будничные явления жизни».

В 1915-1916 выходят сборники рассказов «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско». В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации (рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья»). Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая. Конфликт обычно разрешается гибелью.

Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы.

Февральскую революцию 1917 г. Бунин воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики «Окаянные дни» (1918) – резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков.

В 1918 году Бунины уезжают из Москвы в Одессу, а затем — за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя.

Начались долгие годы эмиграции — в Париже и на юге Франции, в Гpассе, вблизи Канн. Бунин говорил Вере Николаевне, что «он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает её».

Произведения эмигрантского периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Темные аллеи» (1943), автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933).

В 1927-1930 года Бунин обратился к жанру коротких рассказов («Слон», «Небо над стеной» и многие другие) — в страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк, они вошли в книгу «Божье дерево». То, что Бунин писал в этом жанре, было результатом смелых поисков новых форм предельно лаконичного письма, начало которым положили Толстой и Чехов. Вот один из них.

Часовня.

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой…

— А зачем он себя застрелил?

— Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

(2 июля 1944)


В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего за «Жизнь Аpсеньева». Когда Бунин приехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотографии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витринах магазинов, на экране кинематографа. На улице шведы, завидя русского писателя, оглядывались.

В октябре 1939 года Бунин поселился в Гpассе на вилле «Жаннет» и прожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу «Тёмные аллеи» — рассказы о любви, как он сам сказал, «о её «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». «Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

Пpи немцах Бунин ничего не печатал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевателям относился с ненавистью, искренне огорчался поражениям и радовался победам советских и союзных войск.

В 1927-1942 бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она написала мемуары «Грасский дневник», воссоздающие облик Бунина.

В 1945 году Бунин навсегда распрощался с Гpассом и первого мая возвратился в Париж. Последние годы он много болел, но всё же написал книгу воспоминаний и работал над книгой «О Чехове», которую он закончить не успел (но она всё же вышла в свет в Нью-Йорке в 1955 г.). Всего же в эмиграции Бунин написал десять новых книг.

Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ Советского правительства 1946 года «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…» назвал «великодушной мерой». Однако Ждановске постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете. В воспоминаниях Бунин писал: «Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить… 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера… Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему..

Похоронен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сегодня Бунина читают на всех европейских языках и на некоторых восточных. В России он издается миллионными тиражами. Бунин завоевал себе место во всемирной литературе.

***

Для более близкого знакомства с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина рекомендуем прочесть следующие книги (все они имеются в фонде ЦРБ им. А.П. Чехова).


Рекомендательный список литературы по теме «Иван Алексеевич Бунин»:

  1. Бабореко, А. Бунин. Жизнеописание / А. К. Бабореко .- М.: Молодая гвардия, 2004 .- 457 с., [16 л. ил.] .- (Жизнь замечательных людей; Вып.№ 1106 (906))
  2. Бабореко, А. И.А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917) / А.К. Бабореко .- М.: Художественная литература, 1967 .- 303 с., [12 л.ил.]

Две книги Александра Кузьмича Бабореко – известного исследователя жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина. За несколько десятков лет плодотворной работы он собрал огромный свод малоизвестных и архивных документов, писем, дневников и воспоминаний, которые помогают нам лучше узнать и понять этого великого писателя и человека.

  1. Бахрах, Александр Бунин в халате; По памяти, по записям / А. Бахрах .- М.: Вагриус, 2006 .- 591 с., [8 л. ил.]

Александр Васильевич Бахрах – известный критик и мемуарист русского зарубежья, дружил со многими писателями, актерами, художниками, особенно близок был с И.А. Буниным и даже жил на его вилле четыре военных года. «Бунин в халате» — рассказывает о периоде, когда автор был литературным секретарем великого писателя.

  1. Кузнецова, Г.Н.  Грасский дневник; Рассказы; Оливковый сад / Г. Кузнецова .- М.: Московский рабочий, 1995 .- 410 с., [24 л. ил.]

«Грасский дневник» — книга о Бунине Галины Николаевны Кузнецовой, последней «поздней любви» Ивана Алексеевича, источник точных данных для изучения его биографии и творчества. Изо дня в день она записывала свои разговоры с ним, его споры со многими знаменитыми людьми и то, как создавались рассказы и роман «Жизнь Арсеньева». Галина жила с  Буниными с перерывами с 1927 по 1942 год. «Когда я записывала всё это, не думая о будущем, просто из потребности записать свою жизнь, а так же, разумеется, и жизнь тех, с кем жила. Хотелось, кроме того, передать Ивана Алексеевича живого, такого, каким он был, — очень разного, — он был многогранен – и ни в коем случае не подкрашенного… Иван Алексеевич был человек страстный, порой пристрастный, действовал и говорил (а так же писал) часто в горячую минуту, о чём потом так же страстно жалел и горько раскаивался…»

  1. Мальцев, Ю. Иван Бунин / Юрий Владимирович Мальцев .- М.: Посев, 1994 .- 432 с.

Юрий Мальцев, окончивший филфак Ленинградского университета в 1955 году, преподавал итальянский язык в МГУ, переводил итальянских авторов, в 1974 г. эмигрировал из СССР, поселившись в Италии преподавал там русский язык в университетах Пармы и Перуджи. Книга о Бунине – системное исследование творчества великого русского писателя.

  1. Михайлов, О. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана… / Олег Михайлов .- М.: Центрполиграф, 2001 .- 491 с., [16 л. ил.] .- (Бессмертные имена)
  2. Михайлов, О. Строгий талант. Иван Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество / Олег Михайлов .- М.: Современник, 1976 .- 278 с. – (Б-ка любителям российской словесности)

Две книги Олега Михайлова, известного учёного и писателя, автора трудов о русских писателях и полководцах. Одна из них издана в 1976 году, другая в 2001-ом, они во многом перекликаются.

  1. Муромцева-Бунина, В.Н. Жизнь Бунина; Беседы с памятью / Вера Николаевна Муромцева-Бунина .- М.: Вагриус, 2007 .- 511 с., [8 л. ил.]

Жена и верный спутник жизни Вера Николаевна Муромцева-Бунина оставила нам в наследство две замечательные книги «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Первая – построена на архивных материалах и на воспоминаниях самой Веры Николаевны, вторая – только мемуары. На её страницах живо и  ярко описаны события тех дней, здесь вы встретитесь не только с Буниным, но и с Чеховым, Толстым, Горьким, Андреевым, Куприным, Зайцевым, Шаляпиным, Рахманиновым и многими другими.

Интересную и полезную информацию о писателе вы найдёте на следующих интернет-сайтах:

http://www.музей-тургенева.рф/bunin_p_3.html — Музей И.А. — Музей Бунина в Орле

http://bunin.eletsmuseum.ru/ — Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина в Ельце

http://www.bunin.org.ru/museum/museum-bunin-efremov.htm – Дом-музей И.А. Бунина в Ефремове

http://bookz.ru/authors/bunin-ivan/memours/1-memours.html — Воспоминания И.А. Бунина

http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_1840-1.shtml — Бунин «О Чехове»

При подготовке обзора использованы представленные выше книги , а так же материалы сайта: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00041601184773068517/

Вероника Каморная, ведущий библиотекарь Отдела обслуживания Центральной районной библиотеки им. А.Ч. Чехова

Прокрутить вверх
WordPress Lessons