Вадим Кожевников родился 22 апреля 1909 года в сибирском селении Тогур Нарымского края Томской губернии, куда были сосланы его родители революционеры-большевики. Там прошли первые годы его жизни (до 1925 г.).
«С детства, — вспоминал писатель, — я слышал ожесточённые споры о политике, о жизни и путях страны, народа, о войне и мире, о земле и воле…»
В семье Кожевниковых воспитывалось уважение и к людям труда, и к самому труду, поощрялась самостоятельность в поступках и суждениях, ценились честность и принципиальность в отношениях между людьми. Именно эти качества отмечали в Кожевникове те, кто работал с ним и дружил.
В 1925 году вместе с семьёй Кожевников переехал в Москву. Самостоятельный 16-летний юноша не желал быть обузой для родителей и, поступив на рабфак, стал частым посетителем биржи труда, где ему удавалось находить временную подсобную работу. Другой ему не давали, так как у молодого человека не было профессии. Тягу к постоянной трудовой деятельности, приносящей узнавание людей, их дел, судеб, Кожевников пронёс через всю жизнь.
Учась и работая в Москве Вадим увлёкся боксом. По-видимому, молодого человека привлекал мужественный вид парней в боксёрских перчатках и самому захотелось испытать на себе законы благородства и силы. И он добился неплохих результатов, выступая в первенстве Москвы.
Но более сильным оказалось желание постичь секреты литературного творчества. Вадим Кожевников всегда с увлечением читал классиков и следил за новинками литературы. Именно это увлечение определило выбор дальнейшего жизненного пути.
В 1929 году Кожевников поступил в 1-ый Московский университет на литературно-этнологический факультет, ещё не помышляя, что станет писателем. Первый рассказ, в основу которого легли впечатления от встреч с моряками в Туапсе, названный «Порт», появился в журнале «Рост».
В 1933 году после окончания университета В. Кожевников работал разъездным корреспондентом «Комсомольской правды», журналов «Огонёк», «Наши достижения», «Смена». Бывая в длительных командировках лично участвовал в строительстве металлургического завода в Краматорске, работал в Кузнецкстрое, бывал у шахтёров Донбасса и отовсюду привозил очерки. Он, как и его сверстники по журналистской работе, оказывался в самом центре великого преобразования страны.
Всё творчество Кожевникова, начиная от романов производственной тематики («Знакомьтесь, Балуев», «В полдень на солнечной стороне», «Корни и крона») до рассказов и повестей о войне – воплотило в себе то, чем жил писатель – самоотверженный труд, связанный с полётом мечты и гордым сознанием важности своего дела.
Связь журналистики с литературой утвердилась в творчестве Кожевникова — военного корреспондента «Красноармейской правды» в годы Великой Отечественной, когда герои его фронтовых очерков и зарисовок становились прототипами к таким рассказам, как: «Москвичка», «Два товарища», «Живая и мёртвая вода», «Труженики войны», «Март-апрель» (ставший классикой советской новеллистики) и многим другим.
Как ни странно, но вплоть до 60-х годов у Вадима Кожевникова не было большого произведения, целиком посвящённого Великой Отечественной войне, хотя, вне всякого сомнения, материала для такой книги у него было предостаточно.
Начинавшийся с фразы: «Летом 1940 года в Риге был убит советский гражданин, по национальности немец», — роман должен бы быть зачислен в разряд детективов. Помимо этого он нёс в себе и приключенческий сюжет, в основе которого – работа советских разведчиков в тылу врага. Однако писатель сумел преодолеть инерцию и детективного, и приключенческого жанров, снабдив содержание богатейшим жизненным материалом и соединив биографию героя с биографией поколения и всего народа, а изображаемую действительность, пронизав ощущением исторического развития.
Роман «Щит и меч» одним из первых в литературе 60-х годов вобрал в себя глубокое осмысление войны в её экономических, политических, социальных и идеологических аспектах.
В канун войны (1940 г.) советский разведчик Александр Белов выезжает в Германию из Риги под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 году достигает высокого положения в Абвере. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получает доступ к ценнейшим сведениям. Таков, вкратце, сюжет книги.
В момент выхода она была встречена по-разному. Развернулась полемика, на которую вызывал сам роман необычным прочтением существа работы советского разведчика в тылу врага, когда романтика службы была показана сквозь трагичность его бытия.
Вадим Кожевников разнообразными художественными средствами сумел по-новому показать события войны. Многомерный взгляд на происходящее позволил художнику лучше понять и оценить как значение самой тайной миссии Белова-Вайса, так и особенности работы героя, основы его профессиональной подготовки, его человеческую натуру. Кожевников не поступился драматизмом характера, достиг его, показав социально-нравственные и морально-этические «ножницы», рвущие сердце, душу, нервы человека. С одно стороны, герой вынужден с предельным вниманием относиться к служебным обязанностям в фашистском командовании, самым внимательным образом контролируя свои поступки, своё поведение, дабы не допустить фатальной ошибки. С другой стороны, жертвуя сном и отдыхом он, с большим напряжением физических и духовных сил, должен выполнять своё боевое задание. Так автором была воссоздана атмосфера войны нервов, психики, логики, мировоззрений, которую вёл наш разведчик в тылу врага.
Идею такого произведения о советском разведчике Кожевников, по его собственному признанию, вынашивал ещё с войны, материала накопилось много, не хватало лишь побуждающего толчка, которым стал процесс разведчика Абеля – «красного», «коммунистического» шпиона в 1961 году в США. В работе над романом, в ходе которой он привлёк массу специальной и документальной литературы, Кожевников прибегнул к помощи живого свидетеля событий, воспроизводимых в произведении – Абеля-Белова.
В отличие от критиков, широким читателем роман о разведчике был встречен, как сейчас говорят «на ура!» Напечатанный впервые в 1965 году в журнале «Знамя», он прочно занял своё место в отечественной литературе о военной разведке в годы войны. В нынешнем юбилейном победном году роман отмечает своё 50-летие.
По роману «Щит и меч» Вадимом Кожевниковым, в соавторстве с Владимиром Басовым, был написан киносценарий и снят замечательный фильм с одноимённым названием.
Конечно, в чём-то Вадиму Михайловичу повезло. В те времена из-под пера мастеров слова выходило немало подобных произведений. Но именно на «Щит и меч» обратил свое внимание известный актёр и режиссёр Владимир Басов. Он уважал Кожевникова ещё со времён войны, когда в декабре 1941 года в студёные дни они вместе прикрывали щели блиндажа немецкими трупами, чтобы не замерзнуть…
Фильм снят «по горячим следам», в 1968 году. В главной роли Белова-Вайса снялся молодой актёр Станислав Любшин. Дорогой в большое кино стал фильм для другого молодого провинциального актёра Олега Янковского, которого заметил Владимир Басов: «Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошел на Генриха. Так ведь, наверное, не актер… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским — это был он. Тогда ещё необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринужденности. Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришел артист…»
В кинотеатрах СССР фильм посмотрели: «Без права быть собой» (первая серия) — 68,3 млн. зрителей, «Приказано выжить» (вторая серия) — 66,3 млн. зрителей, «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» (третья и четвёртая серии) — 46,9 млн. зрителей. Интерес к этому 4-х серийному кинороману не ослабевает до сих пор.
И ещё один интересный факт. Со слов исполнителя главной роли в фильме Станислава Любшина, картина, в своё время, произвела впечатление на Владимира Владимировича Путина, и, возможно, повлияла на его решение о выборе профессии разведчика.
При подготовке материала использованы источники:
Книги:
1. Леонов, Борис Вадим Кожевников. Очерк жизни и творчества [Текст] / Борис Леонов .- М.: Художественная литература, 1985 .- 255 с.- (Советские писатели Герои социалистического труда)
2. Кожевников, Вадим Собрание сочинений в 9-ти томах / Вадим Кожевников .- М.: Художественная литература, 1987
Т. 6: Щит и меч: Роман: Кн.1 .- 479 с.
Т.7 : Щит и меч: Роман: Кн.2 .- 495 с.
Интернет-источники:
1. http://www.livelib.ru/author/175371
2. http://russian-bazaar.com/ru/content/4903.htm
4. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27353/
Вероника Каморная, ведущий библиотекарь Отдела обслуживания Центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова