«Мужчины пишут о любви»

Мужчины пишут о любви

Когда мужчины пишут о войне, всё понятно: кровь, мужество, патриотизм. Когда они пишут о политике, тоже нет белых пятен – предательство, мздоимство, и иногда торжество справедливости. Но вот мужчины пишут о любви… Иногда всё предельно ясно и не возникает лишних вопросов, как, например, в повести Владимира Гурьянова «Суровый удел».

Это деревенская история о любви и  дружбе, о жизни в нелёгкие для всей России времена – годы репрессий, военное лихолетье, послевоенную разруху. Нелегко пришлось в жизни всем героям этой истории, но особенно хлебнули горя Григорий и Маруся, ставшие впоследствии супругами. Многое пережили они – смерть дорогих и близких им людей, войну и голод, болезни. Мечтали молодые о детях, но долго не было слышно в их семье топота маленьких ножек. Отчаялись, думали, что не суждено стать им родителями. Прошли годы, и в семье Григория и Маруси родился сын, а потом ещё сын и ещё, шестая родилась дочка Марусенька. Ничто не смогло их разлучить, вместе преодолели они все невзгоды и достойно прожили  долгую и счастливую жизнь. Прочитать повесть можно в №9 журнала «Наш современник» за 2012 год.

Рассказ Владимира Чугунова «Ожидание» («Наш современник», №8, 2012) тоже очень просто рассказывает обычную житейскую историю, не отличающуюся замысловатым сюжетом. Классическая история ревнивого мужа и верной жены.  Борис слишком сильно любит свою Катерину, при этом, не понимая её совершенно, не доверяя ей как женщине, по его понятиям неверной по своей природе. «Они только начинали жить, были молоды и совсем ещё дети.  Что – то несерьёзное и ребяческое было в их отношениях, в шутливых намёках на предполагаемую друг в друге порочность, в неумелом скрывании страха от несуществующих измен. За два года супружеской жизни они многое пережили, но так и не научились понимать друг друга». Прошли годы, появилась на свет их дочь, но не пришло взаимопонимание в их семью. И если Катерина ещё где–то проявляла житейскую мудрость, то Борис так и остался ревнивым безумцем, неуверенным в себе мужчиной. Размолвка в их семье происходит практически на пустом месте, но имеет серьёзные последствия: муж распускает руки и обиженная супруга навсегда от него уходит, забрав с собой ребёнка. Теперь ему остаётся только ждать и надеяться на любовь жены.

Более сложная сюжетная линия прослеживается в романе Владимира Пронского «Стяжатели» («Молодая гвардия», №7-8, 2012). Здесь любовная история разворачивается на фоне борьбы за власть и деньги. В то время пока отец, мэр города Княжска, Антон Тимофеевич Самохвалов, занимается укреплением своей власти, его дочь Лада пытается обрести счастье в личной жизни. Навязанный отцом жених, удачно продвигающийся по службе Игорь, оказывается «изменником». Женитьба на Ладе для Игоря – очередной карьерный шаг. Любовь же Лады к школьному другу Николаю вызывает резкое неприятие отца. Ведь Николай – из бедной семьи, и не может составить, по мнению родителя, удачную партию дочери. Молодых спасает железный характер девушки и сильная любовь к ней её избранника. К тому же мэр теряет свою должность, в результате грязных махинаций. Не выдержав позора, Антон Тимофеевич оказывается с инфарктом в больнице. Пересмотрев свои взгляды на жизнь, отец перед смертью благословляет влюблённых. Жизнь продолжается: Лада с Николаем ждут ребёнка, а высокопоставленные конкуренты покойного мэра ведут борьбу за передел власти.

Отдельное место занимают произведения, в которых описывается неразделённая любовь. Здесь чувства героев проявляются особенно ярко, а накал страстей держит в напряжении до последней страницы. Иногда мужчина возвышенно пишет о женщине, которая пусть и не с ним, но вдохновляет его одним своим существованием. О такой любви пишет Александр Мелихов в своей повести «Бессмертная Валька», опубликованной в журнале «Звезда», №8 2012 года. Это рассказ о женщине безмерной доброты, готовой простить всем и всё. Всем, но только не себе. А ещё это повесть о большой любви, пронести которую удалось через всю жизнь, не запятнав, не поправ святое. Тем удивительнее, что любовь эта глубоко платоническая, не давшая себе волю. Не смогли главные герои переступить через чувства близких людей: «Но как же, подруга жены, жена друга, пускай и бывшая, пускай и бывшего, — вся эта моралистическая муть стояла меж нами бетонной стеной».  Вот и сохраняли они, как бы дружеские отношения, мучаясь невозможностью быть вместе. Всё, что у них было – редкие встречи и бесконечные телефонные разговоры. Так и верили они в свою дружбу, понимая при этом, что это любовь. «Ведь только меж любящими возможен увлекательный разговор о пустяках, ибо в том, кого любишь, интересно все. Кажется, мы еще верили, что наслаждаемся дружеской болтовней, но теперь-то я знаю, что дружба между мужчиной и женщиной всегда есть только маска влюбленности». Он пережил свой развод, развод Валентины, многочисленные её романы, её повторный брак, смерть её второго мужа, воспитание Валентиной неродной внучки и многое другое. Он помогал ей всегда и во всём, она всегда поддерживала его, но они никогда так и не стали парой. Так прошла вся их жизнь, наступила старость. Но он до сих пор говорит о ней с нежностью, и  на него  с чёрно–белой фотографии  светят через годы и десятилетия  васильки её добрых–предобрых глаз.

Конечно, далеко не всегда мужчины идеализируют женщин, очень часто женщина предстаёт далеко в неприглядном свете.  Вот в рассказе Ильдара Абузярова «Хлеб для Арлекинов» (Нева, №7, 2012) главная героиня – типичная стерва, использующая мужчин в собственных интересах.  Это классический любовный треугольник, скорее даже многоугольник: Саня, Соня, Сеня и автор. Саня живёт с Соней, Сеня любит Соню, Соня встречается с автором рассказа, любит Саню и водит за нос Сеню. Казалось бы, всё довольно банально. Но на первый план выступает понятие мужской дружбы, хотя этот рассказ «не о дружбе». Так о чём же этот рассказ? О женском коварстве? О том, что женщины лживы и не умеют любить? Или о мужской пассивности и недальновидности в отношении с женщинами. До чего же надо было довести мужчин! После общения с Соней главный герой, он же автор, сомневается вообще в существовании любви: «О любви говорить не имеет смысла… Потому что все, что я скажу, окажется неправдой».

А вот в рассказе Дениса Драгунского «Не случилось» (Знамя, №10  2012,) любви не было. Вернее была, но не взаимная.  Девушка Лада буквально преследует Дениса, сводя его с ума своими хитроумными проделками. Какой нужно быть актрисой, чтобы парень трижды за день смотрел на неё как на другую женщину, не узнавая при этом! И уже практически влюбив его в себя,  она красиво ушла, оставив его ни с чем. Это была либо изощрённая женская месть за то, что он не обратил на неё внимания, не разглядел в ней любящую женщину, либо наоборот высшая форма любви: «Мы никогда не будем вместе. Мы оба это сразу почувствовали. Я не хотела тебя впустить, ты не хотел войти. Мы не станем мужем и женой, не будем любовниками, не переспим из принципа — эх, мол, ну не зря же это все было! — и даже не обнимемся на прощание. Это бесподобно, мой милый. Ни у кого такого нет. Мы позволили себе самую большую роскошь — быть умными. Роскошь понимать. И еще большую роскошь — поступить соответственно пониманию».

Конечно, много можно узнать, читая художественные произведения, об авторе, его взглядах, характере, но самые сокровенные, искренние чувства лежат в основе воспоминаний, написанных о том, что было в жизни. Не в выдуманной истории, повести, романе, рассказе, а в самой настоящей нашей с вами жизни. Обязательно прочитайте повесть Игоря Кузнецова «Путь» (Повесть о Тане). Это не художественное произведение. Это повесть-воспоминание, почти ода мужа любимой жене, Татьяне Морозовой, талантливой писательнице, художнице, замечательному человеку. Каждая строчка, каждая фраза дышит неподдельной, искренней любовью мужчины к женщине, с которой он прожил большую, и счастливую часть своей жизни. Невозможно читать без слёз, как Татьяна умирала от рака на руках у своих родных: мужа, дочери, сестры. И, тем не менее, вся повесть пронизана невероятным жизнелюбием, юмором, тихой печалью, верой и, конечно, любовью. О таких чувствах, таких взаимоотношениях  можно только мечтать, ведь не всем, к сожалению, дано встретить «свою вторую половину», того кто будет с тобой до последнего вздоха, кто будет тебя любить так, как автор этой повести, опубликованной в журнале «Дружба народов» №8 за 2012 год.

Вот такие они наши мужчины: верные и не очень, нежные и суровые, любящие и ненавидящие, впрочем, такие же, как и женщины. Так есть ли разница в мужской и женской любви? Читайте. Читайте больше, и возможно вы найдёте для себя ответ на этот вопрос!

Светлана Олексюк, ведущий библиограф
Истринской Центральной районной библиотеки