Вспоминая Чехова.
Переписка Ольги Леонардовны и Марии Павловны и их великого окружения
Наша встреча в Читальне 11 июля, одно из череды мероприятий, посвященных памяти великого русского писателя Антона Павловича Чехова, чье имя носит библиотека. Мы обратились к переписке двух замечательных женщин Марии Павловны Чеховой — сестры писателя, и Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой – его жены, а также их окружения: Максима Горького, К.С. Станиславского, В.И Немировича-Данченко. Интерес к переписке, прежде всего, определен присутствием в ней Антона Павловича, в поле которого собственно она и начинается, а также присутствием Художественного театра. Напомним, что 21 сентября исполняется 150 лет со дня рождения Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, выдающейся актрисы, блиставшей на подмостках этого театра.
На момент начала переписки обе корреспондентки примерно одного возраста. Ольге Леонардовне — 30. В начале 1998 года она — выпускница Филармонического училища по классу драмы. Была среди тех, кто уже знал свое место в театре, который открывался осенью этого года и получил имя Московского Художественно-общедоступного.
Книппер с лета репетирует роль царицы Ирины в готовящейся премьере «Царя Федора Иоанновича». Антон Павлович впервые услышит актрису на устроенном для него прогоне этого спектакля. У Книппер был низкий, почти контральтовый голос, теплый, ласкающий. Актриса произвела большое впечатление на писателя. Он пишет в письме А.С. Суворину: «Голос, благородство, задушевность – так хорошо, что в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
Мария Павловна в ту пору на 5 лет старше своей визави. Еще 1886 году она закончила Высшие женские курсы Герье и с тех пор преподает в гимназии Ржевской: заведение слывет одним из лучших в Москве, строго отбирают и учениц и педагогов. На служащей тут незамужней Марии Павловне весь дом брата, родители, дом в Мелихове, и даже на врачебных приемах брату ассистирует она.
Обе женщины принадлежат к одному поколению и одному женскому варианту в этом поколении. Трудоспособные и получившие профессию россиянки обретают и независимость.
Жизнь на протяжении 60 лет с 1899 по 1957 год отразилась в их переписке: обеим — и сестре и жене она явит себя какая есть…
Обратиться к этой удивительной жизни в письмах нам помог народный театр «Энтузиаст» МУК «Глебовский ДК» (художественный руководитель и режиссер Н.А. Щеглова).
В постановке «Вспоминая Чехова. Переписка Ольги Леонардовны и Марии Павловны и их великого окружения» приняли участие — Надежда Нагайцева (Ольга Леонардовна), Ольга Каменская (Мария Павловна), в постановке участвовал Сергей Гражданкин.
Фрагмент из спектакля народного театра «Энтузиаст» «Все дело в шляпе» по драме А.П. Чехова «Драма» органично вошел в потрясающих диалог великих женщин. Роли исполнили: Мурашкина – Людмила Мещанинова, Писатель – Юрий Соловьев.
Актрисы смогли передать сложность отношений корреспонденток. Смерть Чехова могла разъединить этих женщин, сделав их врагами. «Любили ли они друг друга – это в конце концов не наше с вами дело. А наше с вами дело — понять, как изо дня в день, из года в год, десятилетия вести себя друг с другом, так как положено вести себя родным и любящим».
Вот вам неожиданное торжество установок «по системе Станиславского». Константин Сергеевич говорил, что чувству на сцене не прикажешь, но актера к нему можно подвести верно направленным действием.
Иначе сказать: действуйте так, как если бы вы любили!
Не это ли самого главное, что может быть так важно для нас!
В нашей библиотеке есть двухтомник, изданный в 2016 году:
О. Л. Книппер — М. П. Чехова. Переписка в 2 т. [Текст] /подг. текста, сост., коммент. З. П. Удальцовой, ред. и предисл. И. Н. Соловьевой. — Т.1. : 1899 — 1927. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 736 с. — Т.2. : 1928 — 1956. — М: Новое литературное обозрение, 2016. — 696 с.
Прочтите эти книги!
При подготовке материала использована вступительная статья к двухтомнику Инны Соловьевой.
О.В. Анискина