Балалайки голос звонкий

28 апреля в Центральной библиотеке им. А.П.Чехова в рамках женского клуба «Сударушка» состоялась музыкально-поэтическая встреча с выпускником академии им. Гнесиных, солистом ансамбля Истринского ДК, Юрием Алексеевичем Кулешовым. Специализация музыканта – русская балалайка, которая и стала главной темой вечера «Балалайки голос звонкий».

В начале встречи гостей ждал увлекательный исторический экскурс от ведущей, Людмилы Рожковой, которая подготовила сообщение о судьбе такого простого народного инструмента.

Так, например, до сих пор доподлинно неизвестно, откуда к нам пришла балалайка: одни уверены, что это исконно русский инструмент, вторые полагают, что его происхождение тесно связано с народным инструментом киргиз – кайсаков – домброй, а третьи – утверждают, что балалайка появилась во времена татарского владычества или даже заимствована от татар. До сих пор этот момент – предмет больших споров всех историков-музыковедов.

Испокон веков балалайку считали инструментом развлечения: на ней играли скоморохи при царском дворе и крепостные крестьяне. Они выступали на ярмарках, веселили народ и тем самым зарабатывали себе на пропитание. И все же в среде трудящихся простых людей, игра на балалайке нередко приравнивалась к праздному времяпрепровождению, считалась уделом болтунов и бездельников. «Баять байку про балалайку», «Только дурак двор продаст, да балалайку купит» — так говорилось в народе про людей, чьи слова резко расходились с поступками, а также про тех, кто предпочитал веселье неустанному кропотливому труду.

Однако инструмент пережил не только колкие насмешки, но и настоящую репрессию, когда по указу великого князя и царя всея Руси Алексея Михайловича все музыкальные инструменты были изъяты и беспощадно сожжены, как атрибуты «бесовщины». Непокорных людей при этом надлежало пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. После кончины государя, голос балалайки все же прорвался, но ненадолго – до середины XIX  века она фактически вышла из моды и была забыта людьми.

Подарить инструменту новую жизнь решился молодой дворянин, В.В. Андреев. Так он вернул его в народ, и теперь уже балалайка превратилась в верную спутницу военнослужащих. Вскоре она и сама обрела целое семейство: были изготовлены инструменты пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас и контрабас, отличавшиеся друг от друга размерами и формой звучания. Из них возникла в свое время основа Великорусского оркестра, прославившего звонкую трехструнку не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Оркестры русских балалаек впоследствии стали появляться в Англии, США и Германии – так всех тронул за душу такой, казалось бы, простой, ничем не примечательный инструмент.

В уникальности и душевности балалайки гости вечера также сумели убедиться на примере игры Юрия Алексеевича. Она была поистине виртуозной и проникновенной, будила самые светлые воспоминания души. Всего лишь из трех струн музыкант сумел извлечь невероятно богатую звуковую палитру и отыграть все произведения будто на одном дыхании.

На встрече прозвучали такие композиции как  концертные пьесы «Светит месяц», «От села до села», русские народные мелодии «Ах вы, сени, мои сени», «Сронила колечко», «Цвели, цвели цветики», а также мелодии народов мира. Ловкое перебирание струн и динамичная смена звучания по-настоящему приковывали взгляд и захватывали дух.

По окончании встречи ведущая зачитала прекрасные стихи о русской балалайке:

Послушай балалайки голос звонкий,
Что ярко, с переливами звучит.
И три струны, гриф, опоясав тонкий
Притягивают взоры, как магнит.

По струнам пальцы пробегают живо,
Пронзительно сплетая звуков нить.
Узоры звука, тонко и игриво
Сердца способны музыкой пленить.

В которой ветер, волнами играя,
Уносит вдаль хандру, из сердца вон.
Морской простор от края и до края…
И дождь струится — дробный перезвон.

То птичьи трели радостно прольются,
То гулкий шум лесного родника…
Гнедые кони по тропе несутся,
И сталь звенит булатного клинка…

Софья Исковских

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *