Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Народные промыслы Истринского района

27 апреля краеведческий клуб «Истринские зори» принимал у себя в гостях членов содружества мастеров Истринского района «Жемчужина»: Ирину Поповцеву, Ларису Киселёву и Алексея Кота.

Ирина Валентиновна, руководитель содружества, представила своё объединение и рассказала об истории его создания и сегодняшнем дне.

Всё начиналось около 15 лет назад с 3-4-х мастеров, а массовое пополнение пришло лет 5 назад — количество мастеров увеличилось до 30-ти. Активную выставочную  и пропагандистскую работу объединение ведёт с 2014 г.

«Жемчужина» активно участвует в конкурсах и выставках, например таких как: «Ладья», «Сокровища Севера». Работы мастеров получают высокую оценку. На международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера 2016» содружество получило  специальный приз за научно-исследовательскую деятельность, т.к. работы мастеров содружества – фактически реконструкции старинных работ. В ходе 5-ой торговой сессии Подмосковья (март 2016 г.) содружество  с честью представляло Истринский район, подарком губернатору Подмосковья стала народная кукла-московка.

Мастера «Жемчужины» ведут активную работу по популяризации народных промыслов, проводят мастер-классы как для детей, так и для взрослых. На сегодняшний день объединение не имеет собственного помещения и поэтому вынуждено постоянно искать площадки для занятий и выступлений перед населением. Так, например, Истринский Дом культуры к каждому празднику вывешивает работы детей, выполненные под руководством «жемчужинцев».

«К сожалению, жители района мало знают о «Жемчужине», а хотелось бы чтобы нас знали», — говорила Ирина Валентиновна. В числе мастеров содружества и резчики по дереву (среди которых резчик в третьем поколении Игорь Кужелев, предки которого работали в артели по изготовлению мебели до революции), и керамисты, и живописцы, и кузнецы, и гончары, и мастера, работающие с тканью и валяной шерстью и много других.

Сама Ирина Поповцева – мастер Федоскинской лаковой миниатюры с многолетним стажем. Её работы с удовольствием приобретают коллекционеры по всему миру.

Промыслу миниатюры Федоскино более 600 лет. Основой служат различные материалы, в том числе специальным образом подготовленное и обработанное папье-маше и природный перламутр. Минимум три слоя росписи наносятся при изготовлении работы.  Каждый слой высушивается, покрывается лаком. Это очень сложная, кропотливая работа. Для росписи необходимо знание анатомии человека и животных, художник должен владеть приёмами пейзажной живописи, обязательно выходить на пленэр. В федоскинской росписи очень много своих секретов и приёмов. Один из них  — использование подкладки под живопись, отражающей свет, например сусального золота, требует от мастера тонкого чутья, куда его надо подложить, чтобы добиться желаемого эффекта.. Не все мастера это чувствуют. Очень много сегодня и «ширпотреба», подделок под Федоскино.

Кстати, находится родина промысла, деревня Федоскино в 30 км от Москвы, за городом Долгопрудным.

Представила Ирина Валентиновна и своих друзей – Ларису Киселёву и Алексея Кота.

Лариса Киселёва работает в технике декупажа и валяния. «Я человек увлекающийся», — так начала рассказ о своём рукодельном увлечении Лариса. Работала в музее, а когда увлеклась декупажем и валянием – это хобби стало основной работой, горячо любимой.

Слово «декупаж» — французское, дословно означает «вырезать». Эта техника декорирования вошла в моду в России не так давно и стала массовым увлечением лет пять назад, хотя история её насчитывает уже не первый век. Декорировать можно что угодно, любые поверхности, разумеется, после предварительной подготовки и используя соответствующие материалы. Например, узор из салфетки для декупажа не вырезается, а вырывается. Это делается для того, чтобы «вживить» картинку, всё остальное дорисовывается и покрывается не одним слоем лака, чтобы картинка плотно держалась. Лариса принесла и показала свои работы в технике «декупаж» — старый чемодан, дамскую сумочку, салфетку из ткани, баночку из-под кофе, разделочные дощечки и тарелки.

Техника валяния в настоящее время получила такое развитие, что с её помощью изготавливают не только традиционные русские валенки, но и игрушки и предметы одежды. Лариса показала инструментарий для валяния шерсти, а так же движения, какими мастер создаёт своё произведение. Представила вниманию зрителей свои игрушки: овечку, ёжиков, мышек, кошечек. Все они сделаны в технике сухого валяния. В технике мокрого валяния Киселёва делает одежду. Например, шарфик – шерсть на шёлке – очень красиво и прочно. Вещи хорошо стираются, гладятся – ничего им не делается. Изделия Ларисы зрители с восторгом рассматривали и передавали  из рук в руки.

Гончар Алексей Кот, представляя свой промысел, сказал: «Керамика – вечная тема». По крупинкам собирают мастера, желающие возродить старинные технологии, информацию о том, как это делалось раньше: что-то — от учителей, что-то – из Интернета. Вспомнил Алексей и своего учителя — Рудакова Александра Ивановича, подход к ученикам у него – индивидуальный, «стоит над твоим плечом постоянно, по 10-12 часов».

Техник изготовления керамики очень много, но Алексею близка техника, в которой изготавливается красивая и прочная посуда для ежедневного применения в быту. Он использует в работе технику лощения – шлифовку. Лощёная посуда отличается от обычной керамики тем, что пища, приготовленная в ней намного вкуснее, при приготовлении она не кипит, а томится, как в русской печи. Кроме того, мастер не покрывает изделия изнутри лаком, что обычно при промышленном производстве.

После лощения – первый обжиг – посмотреть, нет ли пузырьков, затем роспись и основной обжиг – с глазурью. После основного обжига нельзя прикасаться к изделию, чтобы не испортить. Затем его выдерживают в коровьем молоке и запекают в печи. Кстати, печь у Алексея особая – муфельная, изготовленная на заказ одним мастером из Подмосковья. От начала работы до готового изделия проходит 7-8 дней, а всего в печи можно обжигать за раз три-четыре предмета. Вот и судите, какая это долгая, кропотливая и трудоёмкая работа!

 

Впрочем, так можно сказать о любой ручной работе, которую мастер, неважно керамист он, кузнец или валяльщица, стремиться сделать на совесть. «Для меня важно качество, я отвечаю за свою работу», — сказал Алексей Кот. И это – принцип в работе каждого ответственного мастера, желающего чтобы плоды его труда радовали людей и служили им долгие годы..

Выступления мастеров вызвали самый живой отклик у зрителей, они задавали множество вопросов и спрашивали, где можно посмотреть и приобрести работы членов содружества «Жемчужина».

Библиотека благодарит содружество мастеров Истринского района «Жемчужина» и лично Ирину Поповцеву, Ларису Киселёву и Алексея Кота за интереснейшее выступление и представление своей организации. Хотелось бы  надеяться на продолжение сотрудничества с «Жемчужиной» и ещё не одно совместное мероприятие для наших читателей.

Вероника Каморная,
ведущий библиотекарь отдела обслуживания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
WordPress Lessons