Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников

Встреча под таким названием состоялась в нашей библиотеке 19 апреля, а провёл её Эрнест Дмитриевич Орлов, заместитель директора Государственного литературного музея по научной работе, кандидат филологических наук. Эрнест Дмитриевич является одним из ведущих специалистов в современном чеховедении и заведует Домом-музеем А.П. Чехова (более известным в народе как «дом-комод») на Садово-Кудринской улице в Москве.

Выступление Э.Д. Орлова было посвящено экспозиции «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников», организованной в музее с 15 июля до октября 2016 года, имевшей большой успех у посетителей. Название было взято из воспоминаний сестры писателя Марии Павловны.

Представленные на выставке материалы не были призваны обличить кого бы то ни было из родственников или современников Чехова в лукавстве или лжи, а только стать поводом для разговора о свойстве человеческой памяти воспроизводить события дней минувших и, конечно, рассказать зрителям о том, каким предстаёт А.П. Чехов в воспоминаниях его современников и  как его воспринимаем мы сегодня.

Воспоминания живых свидетелей – единственный источник сведений о личности Антона Павловича, о том, как он одевался, говорил, смеялся, в конце концов – на чём сидел: стуле или кресле? К выставке были изготовлены шесть так называемых «текстусов» — полотен с монтажом воспоминаний о Чехове: привычках в одежде; как он говорил и улыбался; как проходил процесс творчества и т.п. Ведь ни для кого не секрет, что одного и того же человека разные люди воспринимают иногда диаметрально противоположно.

Например, о цвете глаз Антона Павловича М. Горький говорил, что они «серые, лучистые», В.Короленко – «голубые»,  А. Куприн – «серые». А вот сохранившийся документ – свидетельство таганрогской управы – описывавший внешность Антона Чехова чётко свидетельствует о том, что глаза его были тёмно-карие. Такие же расхождения встречаются у современников и в описании тембра чеховского голоса и манеры говорить. А вот одевался А.П. Чехов по всем воспоминаниям – аккуратно, чисто и даже «франтил».

На этой встрече мы услышали интереснейший рассказ об отношениях  Чехова и Гиляровского, Чехова и Лидии Авиловой, Чехова и Левитана, Чехова и Татьяны Щепкиной-Куперник, Чехова и Толстого и многих, многих других.

Отдельный большой блок выставки был посвящён художническим и художественным воспоминаниям. Среди них воспоминания А. Хотяинцевой и М. Дроздовой, художниц и подруг Марии Павловны Чеховой; И.Е. Репина (сравнивавшего Чехова с тургеневским Рудиным); художника Ульянова, написавшего последний прижизненный портрет А.П. Чехова в 1904 году. Услышали мы и интереснейший рассказ об известных фотоработах С.А. Толстой и П.А. Сергеенко, которые были подвергнуты ретуши и фотомонтажу.

Множественные воспоминания о Чехове 1910-14 годов вызвали к жизни в литературной среде пародии юмористического содержания, такие как «Самые новейшие воспоминания о Чехове» А. Аверченко.

По мотивам одного из таких произведений  — рассказа «Мой любовник Антон Чехов» некоего Леонтьева-Щеглова (писателя-современника А.П. Чехова), пародирующего поклонниц Чехова, «гроздьями висевших» на ограде его ялтинского дома и шутливо называемых Марией Павловной «антоновками», режиссёром Александром Власовым был снят короткометражный художественный фильм с тем же названием. Съемки проходили в ялтинском доме Чеховых и в Гурзуфе. Александр Власов присутствовал на встрече и представил своё творение вниманию истринцев.

В заключение директор Истринской ЦБС Татьяна Владимировна Вартанова поблагодарила гостей за интереснейшую встречу и подарила памятные сувениры с символикой нашей библиотеки.

Мы искренне благодарим Эрнеста Орлова и Александра Власова и надеемся на дальнейшее сотрудничество и новые встречи с ними.

Вероника Каморная, ведущий библиотекарь отдела обслуживания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *