Читайте книги Захара Прилепина

Захар Прилепин (настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин) – писатель, филолог, журналист. Родился в 1975 году в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области в семье учителя и медсестры. Закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, до этого Школу милиции. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. Впоследствии именно военные действия на Кавказе станут одной из главных литературных тем в романах писателя.

В 2000-м году Евгений Прилепин начинает впервые работать под псевдонимом Захар Прилепин, готовя к выпуску свой дебютный роман «Патологии» (книга есть в библиотеке). Это книга о чеченской войне – явлении, которое затронуло каждого живущего в нашей стране, пусть не лично, но ведь у каждого из нас есть друг, знакомый, наконец, наши сыновья в это время служили в армии.

Повествование ведется от первого лица – русского спецназовца, участника боевых действий. В этой и других книгах Прилепина чувствуешь себя в эпицентре происходящих событий. Дело в том, что автор пишет только о том, что сам пережил и хорошо знает, поэтому ему как-то сразу веришь. Рассказ о войне перемежается с воспоминаниями о детстве и любви, оставленной в мирной жизни. От этого герой становится ближе, понятней. Егор Ташевский – «человек хрупкой психики, робкой смелости» — не умеет вписать войну в свое представление о «нормальном», ему не чужды страх смерти, боли, мужская ревность. Стиль написания у Прилепина особенный – мужской. Он не пишет о «лазурных горизонтах» и «коралловых закатах», а простыми и точными словами создает для читателя четкую картинку. Испытание войной по Прилепину – это испытание адом, и каждый тут определяет собственное место своим человеческим (или нечеловеческим) качеством. А достоинство романа в том, что даже в этих кроваво-скотских условиях, многие его герои не превращаются в кровавых скотов, хотя, и ходят по невидимой грани. Этот страшный роман о войне можно, не задумываясь, поставить в один ряд с ранней фронтовой прозой Юрия Бондарева и Василия Быкова, Константина Воробьева и Виктора Астафьева. Автору удалось описать войну с таким омерзением, что нам становится ясно: «нормальным состоянием как раз является счастье, здоровье, любовь, всяческая полноценность». А еще: «…Патология – это когда заканчивается, или начинается равнодушие» — говорит в романе девушка Даша.

Прилепин укрепил репутацию талантливого молодого писателя второй книгой «Санькя». Он становится лауреатом нескольких литературных премий, финалистом «Русского букера», дважды финалистом «Национального бестселлера». Роман «Санькя» (2006 год) – это яркая и жестокая книга о трагедии современной молодежи. Она привлекает необычной энергией прилепинских героев, способных отдать жизнь, ради чего? Это герои юные, непонятные, объединенные неизвестно чем. Их называют «эсэсовцы» — «Союз созидающих». Они восстали против «времени – дурного, неправедного, нечестного, против государства – гадкого и неумного, умершвляющего слабых, предающего самого себя и каждого своего гражданина». Молодой провинциал и активист «Союза созидающих» Саша Тишин, которого  бабушка зовет Санькя, бредит самоубийственной революцией. В ней он видит спасение страны, которая мучительно перехоронила спившееся, повесившееся и разбившееся в мотоавариях деревенское население и теперь берется за городское. До поры до времени власти почти снисходительно относятся к погромам СС, но после политического убийства, и обливания президента России тухлой  «дрянью» спецслужбы принимаются физически истреблять активистов. Те в ответ берут штурмом здания областных администраций по всей стране и вступают в безнадежный бой с подтянувшимися военными.

Книга оставляет какое-то двойственное чувство. По ходу чтения сначала думаешь: эту книгу нельзя давать подросткам! Романтика хулиганства и преступных действий сама по себе опасна, а тут она еще и в связке с идеологией. Но это не выход. Пусть юноши и девушки читают, и пусть обязательно прочитают сами родители, чтобы узнать о своих детях больше, порой горькую правду, правду о том, что происходит с молодежью, когда в головах — анархия.

В 2011 году с новым романом «Грех» Прилепин становится лауреатом премии «Супер Нацбест», а также получает долгожданную награду «Национальный бестселлер». Вся книга – это собрание пестрых рассказов, каждый из которых даже в отдельности не выглядит законченным. Это роман в рассказах. Обычные фрагменты жизни Захара Прилепина – правда, описанная ярко, точно, сентиментально. Прилепин – добрый писатель, что большая редкость сегодня. Его проза наполнена энергией, радостью, позабыто чиста, пристальна, любяща. Вот, всего и «греха-то», что дачный городской мальчик влюбляется в деревенских сестер. Чем-то этот рассказ неуловимо напоминает бунинский «Натали». Тоже молодой человек и две девушки, одна из которых – воплощение чувственности и страсти, а другая – «идеал», ею любуются издалека.

В своих рассказах Прилепин пишет о простых вещах – любовь, добро, справедливость, дружба, семья, дети. Только  эти ценности, очищенные  от налипшей за последнее время  пошлости и фальши, здесь настоящие. Герой никогда не ноет, не занимается бессмысленным самокопанием, он действует, совершает мужские поступки – спасает солдат, защищает женщину, готов дать отпор злу, устоять перед искушением. У этого героя все по-настоящему, без равнодушия – вот, что трогает. Он не делает себе поблажек. «… Всякий мой грех… всякий мой грех будет терзать меня… А добро, что я сделал, — оно легче пуха. Его унесет любым сквозняком…».

А в романе «Обитель» мы видим и знакомимся уже с новым Захаром Прилепиным. Повзрослевшим, более мудрым и более выверенным в своей любви к родине и  памяти своих предков. Авторское предисловие к роману объясняет нам появление лагерной темы в его творчестве. Причём не просто лагерной, ГУЛАГовской, а именно Соловки, СЛОН конца 20-х годов – прадед Прилепина был там, тянул свой срок. И кое-что из его рассказов и воспоминаний (дошедшее до Захара в пересказе деда) и легло в основу самого романа.

Исторический пласт книги основан на реальных фамилиях чекистов и чекисток СЛОНа, на фамилиях и судьбах реальных людей, вершивших суд и закон, чинивших бесправие и самоуправство в первом советском концентрационном лагере. И на судьбах тех из сидельцев, о которых сохранилась какая-то память и конкретные сведения в государственных и ведомственных архивах, а так же  в рассказах людей, так или иначе причастных к «соловецкой обители».

Для того, чтобы передать все свои чувства и эмоции, а также, возбудить в читателе своё собственное отношение к описываемым событиям, Прилепин пишет роман не от лица своего прадеда, а в качестве главного героя берет судьбу совсем другого человека, не злобного уркагана и не контрреволюционера, а обыкновенного бытовика, совсем не врага советской власти. Но ведь здесь на Соловках «Нет власти советской, есть власть соловецкая». И наш герой, лихой и удачливый, самовлюбленный и даже где-то рисковый парень Артём, так и ведёт себя – стараясь просто приспособиться к лагерному быту и не стать ни лагерной пылью, ни лагерной сволочью.

Автор вводит в книгу и любовную линию, основанную на судьбе конкретной женщины и на ее личном дневнике.

Роман невероятно увлекателен и динамичен, ёмок и кинематографичен (есть идея экранизации романа у Александра Велединского). Герои романа живые до самой последней буквы. Запомнятся и  уголовники, и каэры, священники и чекисты — все оказались в центре страшного месива под названием «репрессии тоталитарного общества», все стали жертвами сталинского молоха. И, следя за судьбами каждого из героев,  втягиваешься в мучительные размышления на тему «что такое добро и что такое зло», на тему «где в нас заканчивается территория воздействия системы и начинается твой личный выбор», «что такое человек и на что он способен: ради выгоды, ради идеи, ради ближнего, ради самосохранения — на что способен, а также: что способен вынести….»

То, что мы знаем и читаем про Соловецкий лагерь, — Зло. Абсолютное Зло. Читаем и содрогаемся. А когда узнаём о задумке этого лагеря как о мощном ресурсе по перевоспитанию «падших, заблудших и неведающих»! И ведь не только задумка — попытка реализовать ее: перечень инфраструктуры, которая должна была стопроцентно работать на улучшение, излечение, перевоспитание, — поистине внушителен. Тут тебе и школы, и театры, и музей, и библиотеки. И труд, который, по одной из версий, даже из обезьяны человека сделал, но в любом случае, как минимум, облагораживает каждого.
Меняется после прочтения этой информации отношение к лагерю или нет? Оправдывает это хоть сколько тех людей, которые занимались реализацией этой «благой идеи»?!  Роман только ставит вопросы.  Читайте,  судите,  думайте…

Теперь в нашей библиотеке вы можете познакомиться и с публицистикой Захара Прилепина. За 2015 год вышли из печати  и поступили в библиотеку две публицистические книги автора под названием «Летучие бурлаки» и «Все, что должно разрешиться… Хроника идущей войны».

В книгу «Летучие бурлаки» вошли новые, не публиковавшиеся ранее эссе, написанные за последние три года. Темы, затронутые в статьях разнообразны: о «либералах» и «патриотах», о детях и семье, о литературе и кино. Тут и про астрологию и о запрете мата, тут и об отношении к старикам. В книгу вошло известное «Письмо товарищу Сталину», вызвавшее настоящую общественную бурю. Этот провокационный и по форме и по содержанию текст обязательно останется в истории публицистики 10-х годов. Вот чем заканчивается это письмо: «…Ты сделал Россию тем, чем она не была никогда, — самой сильной страной на земном шаре. Ни одна империя за всю историю человечества никогда не была сильна так, как Россия при тебе. Кому все это может понравиться? Мы очень стараемся и никак не сумеем растратить и пустить по ветру твое наследство, твое имя, заменить светлую память о твоих делах – чёрной памятью о твоих преступлениях. Мы всем обязаны тебе. Будь ты проклят.

Российская либеральная общественность».

Этим ироничным, неожиданным обращением Прилепин чётко обозначил своё отношение к Сталину, советскому прошлому, национализму, а самое главное, к либеральной общественности.

Захар Прилепин – многодетный отец, у него четверо детей, а ещё он счастлив в браке. Очень интересны его статьи о воспитании детей, о семейных ценностях. Темы не менее злободневны сегодня. Прочитайте обязательно статьи из этого сборника «Похвала ханжеству», «Один день из жизни многодетной семьи», «Девочка, откуда у тебя такие большие дети?». В них много любви, житейской мудрости, доброты. Прилепин и здесь великолепно обращается со словом, язвит и иронизирует где надо, а где не надо – пишет просто и честно. «…Каждая многодетная семья чувствует себя как Конюхов в океане. Счастье в сердце и стихия вокруг» — это из рассказа «Один день из жизни многодетной семьи».

Вторая книга публицистики «Всё, что должно разрешиться… : хроника идущей войны» — это хроника войны на Донбассе. Здесь Захар Прилепин выступает как военкор и поставщик гуманитарной помощи на Донбасс, активный пособник «сепаратистов» и помощник главы ДНР Александра Захарченко. Честная и откровенная книга об одном из самых острых и животрепещущих конфликтов. Автор, конечно же, не беспристрастен, а можно ли быть беспристрастным в данной ситуации. Люди, говорящие со страниц этой книги видели войну изнутри, видели, как она начиналась и как развивается. Как предавали те, кто обещал помощь, и как помощь приходила, когда её уже не ждали. Сквозь боль, кровь и потери они несут свою правду, как знамя. Им уже нечего терять, но все еще есть, ради чего жить. Каков же будет итог этой битвы? «Возможно — это только начало ещё большей беды…». Книга только что поступила к нам в библиотеку.

Биография Захара Прилепина полна множеством ярких моментов и значимых событий. Известный сегодня писатель достаточно долго шел к своей литературной стезе, попробовав себя в самых различных отраслях и «перемерив» большое количество разнообразных специальностей. Хотя, возможно, именно богатая переживаниями жизнь предопределила целостность Захара Прилепина как журналиста и писателя. Его книги издаются огромными тиражами, критики хвалят его работы, а читатели восхищаются философским смыслом его произведений. Сегодня Захар Прилепин один из самых популярных писателей современной России. Но кто знает, были ли бы его романы, такими как сейчас, сложись его судьба хоть немного иначе.

«Читаешь книги Прилепина и восхищаешься, как подробно, в деталях он чувствует жизнь, окружающий мир, как умеет это с наслаждением для читателя описать. Вот это и есть литература! Так что, слава богу, не стерлось еще в погоне за миром потребления художественное мышление, присущее русской литературе. Олеша, Набоков, Бунин, Куприн оценили бы эту литературу» (Михаил Задорнов).

Список книг Захара Прилепина, которые можно найти в нашей библиотеке:

Прилепин, Захар.  Восьмерка: короткие повести [16+]. – М.: АСТ, 2014. – 348 с.

Прилепин, Захар.  Все, что должно разрешиться… хроника идущей войны [18+]. – М.: АСТ, 2016.- 378 с. – (Захар Прилепин: публицистика)

Прилепин, Захар.  Грех: роман в рассказах. – М.: Вагриус, 2007. – 256 с.

Прилепин, Захар.  Дорога в декабре: вся проза в одном томе. – М.: АСТ, 2013. – 1052 с.

Прилепин, Захар.  Книгочёт: пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями. – М.: Астрель, 2012, 444 с.

Прилепин, Захар.  Летучие бурлаки [18+]. – М.: АСТ, 2015, 350 с. – (Захар Прилепин: публицистика)

Прилепин, Захар.  Не чужая смута. Один день — один год [18+]. – М.: АСТ, 2015, 666 с. – (Публицистика)

Прилепин, Захар.  Обитель [16+]: роман. – М.: АСТ, 2014. – 746 с.

Прилепин, Захар.  Патологии: роман. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. – 336 с.

Прилепин, Захар.  Понедельник эпохи : Леонид Леонов: роман. – М.: АСТ, 2012. – 831 с.

Прилепин, Захар.  Санькя: роман. – М.: Ад Моргинем, 2008. – 368 с.

Прилепин, Захар.  Семь жизней: рассказы [18+]. – М.: АСТ, 2016. – 249 с. – (Захар Прилепин: проза)

Прилепин, Захар.  Чёрная обезьяна: роман. – М.: АСТ, 2012. – 263 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *