Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

В библиотеке новая книга…

В библиотеке новая книга…

Буг, Джейсон.  Рожденный читать: Как подружить ребенка с книгой /пер. с англ. Н. Колпакова. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 302 с.

Автор книги – американский журналист и писатель Джейсон Буг утверждает, что начинать читать ребенку книги нужно чуть ли не с рождения. Книгу «Рожденный читать…» он писал, основываясь на собственном опыте, и повествование ведет от собственного лица, приводя в качестве главного примера свою дочь, которую постепенно приучал к чтению с самого рождения

Речь идет об ИНТЕРАКТИВНОМ чтении. Уже во введении книги даны принципы такого чтения:

— Читайте вместе, задавайте как можно больше вопросов (даже, если ваш ребенок не говорит), обсуждайте детали книги, разыгрывайте историю в лицах, помогайте ребенку отождествлять себя с героями книжки, хвалите ребенка во время чтения, делитесь мнениями  о книге.

– Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

– Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес. ( «Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе, где находится Франция?»).

– Соотносите сюжет с реальным опытом. («Ты видела это животное в зоопарке?») Умение соотнести содержание книги с реальностью имеет решающее значение.

– Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории.

Сведя воедино результаты восьми исследований развития детей, ученые доказали, что интерактивное чтение, основанное на взаимодействии с малышом чтение вслух, способно повысить IQ ребенка на шесть и более баллов!

Книга очень полезна особенно с учетом того, что она современная и рассматривает воспитание детей в столь технологичное время, когда в воспитании ребенка участвуют не только родители, книги и телевизор, но и планшеты, компьютеры и, конечно же, интернет. Даны очень ценные советы по использованию гаджетов, электронных книг, приложений и мультимедийных ресурсов.

Автор очень негативно относится к школьному тестированию: «Колоссальное бремя тестов, которое мы обрушили на юное поколение. Когда-нибудь мы поймем, что это подлинное бедствие…  Если вы читали и учились вместе с ребенком до его поступления в школу, то существующая в ней среда поразит вас недопустимо низким уровнем интерактивности».

А еще  почему книга «Рожденный читать: Как подружить ребенка с книгой» достойна прочтения: она содержит уникальные списки книг для всех возрастов: от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино , а также список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не любят читать. Вот он:

Даль Роальд.  Потрясающий мистер Фокс. – М.: Самокат

Пилки, Дэв.  Капитан Подштанник и его удивительные приключения. – М.: Машины творения

Хавукайнен, Айно.  Тату и Пату в детском саду; Тату и Пату изобретатели. – М.: Мир детства

Мизельский, Даниэль, Мизельская, Александра.  Однажды в Гляделкине. – М.: Самокат

Григорьев, Олег.  Стихи   (любое издание)

Воронцов, Николай.  Приключения кота Помпона. – М.: АСТ

Сурова, Зина, Дрызлова, Ксения.   Занималки;  Находилки. – М.: Манн, Иванов и Фербер

Нурквист, Свен.  Петсон и Финдус  (все книги)

Рейнольдс, Аластер, Гамильтон, Питер.  Точка. – М. КомпасГид

Стэк, Боб.  Вот так книга! Увлекательно-искательные приключения. – М.: Манн, Иванов, Фербер

Большая книга сказок о волках злых и не очень. – М.: КомпасГид

Книга будет полезна как будущим родителям, так и настоящим.

Быков Дмитрий Львович. Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 827 с.: ил.

Дмитрий Быков – российский писатель, поэт, журналист, телеведущий. Родился в 1967 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. С 1987 года работает в газете «Собеседник». Лауреат литературных премий «Большая книга»,  «Национальный бестселлер»  и др.,  автор многочисленных книг стихов, сборников эссе и рассказов, романов «Оправдание»,  «Орфография»,  «Эвакуатор»,  «ЖД»,  «Остромов, или Ученик чародея». В 2005 г. в серии «ЖЗЛ» вышла его книга «Борис Пастернак»,  заслужившая любовь читателей и выдержавшая рекордное число переизданий. В 2009 году в той же серии вышла написанная им биография Булата Окуджавы. Третьей книгой его трилогии о судьбах  русских поэтов ХХ века стал «Тринадцатый апостол».

Это не совсем биография, и точно не научный труд, в ней нет хронологического жизнеописания, это рассказ об эпохе через судьбу яркого и самобытного человека в переломную эпоху. На примере Маяковского и людей его круга Д. Быков показывает, что происходит с талантливыми людьми во времена перемен, когда империя и государство сначала рассыпаются в пыль, а потом воссоздаются в более жестком варианте. Получилось соединение биографии, литературоведческого анализа и истории футуризма. Биография вплетена в рассуждения об истоках творчества Маяковского. Плюс анализ текстов. Чувствуется великолепное знание эпохи и личностей. Много цитируется и Маяковский, и его современники. И это очень хорошо: в книге о поэте звучит голос самого поэта. Биография не расписана по минутам, она как бы вырастает из стихов. Но есть и такие биографические детали, о которых раньше слышать не доводилось. Получилось не академическое исследование, а как бы рассказ умного и ироничного (и самоироничного) собеседника. Это как урок литературы у хорошего учителя (кстати, Быков в прошлом был учителем литературы). Только этот урок не ограничен во времени.      Как говорит сам Быков, книга многословна и слишком объемна (более 800 страниц).  Но нам читателям очень важны эти подробные размышления поэта Быкова о поэте Маяковском: «Маяковский  – классический образец поэта: суеверный до мании, беспрерывно испытывающий судьбу, уверенный в своей проклятости и неуместности, верный в товариществе, ревнивый, завистливый в лучшем смысле,  мнительный,  страстный, неуправляемый,  истеричный,  дисциплинированный до фанатизма,  когда дело касается работы, он воплощает тот же тип гения, что и нелюбимые им эстеты, и сама его жизнь, манеры, словечки – все эстетизировано до предела, временами до гротеска». По мнению автора, не талант и не биография – главное в Маяковском, а он сам. Это-то и подчеркивается, иногда с элементами эпатажа, очень часто в сравнениях и сопоставлениях. Например, Маяковский — и Блок: «У меня на десять стихотворений пять хороших, а у него – два. Но таких, как его два, мне не написать». Маяковский – и Ахматова: «Эстрадность – их общая черта, собственную жизнь они сделали главным своим сюжетом… Утверждение собственного изгойства и собственной царственности их тоже роднит больше других современников». Гумилев – и Маяковский: «московский двойник Гумилева, по-своему развивающий две главные его темы – неутомимую экспансию героя-завоевателя и полную его беспомощность перед женщиной, которую он завоевать не может».  Интересна догадка, что именно Маяковский изображен в «Мастере и Маргарите» в образе Ивана Бездомного. И вообще, про Булгакова и Маяковского по Быкову так: «Было два великих утописта – один монархист, второй футурист. Первый – Булгаков, второй – Маяковский. Этих двоих роднило необычайно серьезное отношение к жизни и ориентация на абсолютные ценности, которой у других в то время не было. Оба понимали, что в результате революции, — которую можно было уважать хотя бы за масштаб происходящего, — на поверхность выплыло совсем не то, чего ждали, и с начала двадцатых все резко повернуло не туда». Булгаков серьезно относился к Маяковскому и прекрасно понимал, что сталинский звонок, переломивший его жизнь 18 апреля 1930 года, был связан со смертью Маяковского, — как бы еще один травимый гений не самоубился (намерения были и публично озвучивались).

Книга поделена на шесть частей. У каждой из которых имеется сквозная тема. «Выстрел» концентрируется вокруг самоубийства, «Голос» — вокруг сценических выступлений Маяковского, «Главарь» повествует главным образом о времени, когда поэт фактически руководил литературной жизнью страны. Почти в каждом действии имеется глава «Двенадцать женщин», рассказывающая о возлюбленных Маяковского и глава «Современники», в которых речь идет о важных людях, сыгравших ту или иную роль в жизни поэта. Почти все они начинаются на один манер: «С Горьким получилось очень нехорошо», «С Хлебниковым получилось не совсем хорошо»

Огромное количество людей проходит перед читателем. Некоторые раскрываются с неожиданной стороны (например, Максим Горький), некоторые остаются нераскрытыми. Нельзя сказать, что и сам главный герой раскрывается полностью. Но с выходом книги знакомство с «Маяковским-человеком» можно считать наконец-то состоявшимся.

Новая книга Дмитрия Быкова, вышедшая в июле этого года, несомненно, яркое литературное событие.

Другие книги Дмитрия Быкова читайте в нашей библиотеке:

Быков Д. Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 983 с.: ил. (ЖЗЛ)

Быков Д. Л. Был ли Горький: биографический очерк. – М.: АСТ, 2008. – 348 с.

Быков Д. Л. ЖД: поэма, 2007. – 688 с.

Быков Д. Л. И все-все-все: сборник интервью. – М.: Прозаик, 2009. – 336 с.

Быков Д. Л. ИКС: роман. – М.: ЭКСМО, 2012. – 288 с.

Быков Д. Л. Календарь. Разговоры о главном. – М.: АСТ,  2011. – 637 с.

Быков Д. Л. Оправдание: роман. – М.: Вагриус, 2007. – 299 с.

Быков Д. Л. Сигналы: роман. – М.: ЭКСМО, 2013. – 320 с.

Быков Д. Л. Синдром Черныша: рассказы, пьесы. – М.: Проза, 2012. – 512 с.

Быков Д. Л. Списаные: роман. – М.: Прозаик, 2008, 352 с.

Быков Д. Л. Тайный русский календарь. Главные даты: эссе. – М.: Астрель, 2012. – 1117 с.

Быков Д. Л. Эвакуатор: роман и стихи вокруг романа. – М.: Вагриус, 2005. – 352 с.

Водолазкин, Евгений Германович. Авиатор: роман. – М.: АСТ, 2016. – 410 с.

Евгений Водолазкин – прозаик, филолог. Автор бестселлера «Лавр». Произведения Водолазкина переведены на многие иностранные языки.

Герой нового романа Иннокентий Платонов, очнувшись однажды на больничной койке, понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. Оказалось, он был заморожен на Соловках еще в довоенное время. Особого выбора у него не было: ссыльный заключенный, он должен был либо тихо помирать с отмороженными конечностями и кучей заболеваний, либо провести несколько недель в относительной благополучности, а за тем – будь, что будет, даже если будет только жидкий азот и пустота. Разморожен Иннокентий был в 1999 году, спустя ровно век после своего рождения, когда эпоха сменяла эпоху: без памяти, друзей и родственников. Платонов оказался выброшен из своего времени и стал медийной звездой в новом, где размороженный человек все-таки невидаль. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербуг начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки.

Достоинства романа:  прекрасное владение русским языком, ирония, которая сглаживает даже самые жуткие моменты, крайне приятный во всех отношениях герой, никакой зауми, раскрытие темы времени и эпохи, много- много образов, вырисовывающих масштабное полотно. Потрясающее ощущение реальности всего происходящего – главный талант Водолазкина, он не просто перемещает во времени своего героя благодаря не столько заморозке, сколько воспоминаниям, вместе с ними он переносит и своего читателя.

Главный посыл Водолазкина – люди, связанные одним временем оказываются куда более близки, чем те, которых соединяют кровные узы, общие интересы или еще что-то, время – это то, что есть у всех нас, и какие бы отношения не были у вас с кем-либо в молодости, в старости вы все то вспомните с ностальгией. Представьте  оторванным себя от своего времени – страшно, по-настоящему страшно, ведь чужим будет все: иные привычки, иные выражения на лицах, а может и другие ценности, цели в жизни. И есть ли место герою из прошлого в нашем настоящем и будущем? Ответ на вопрос очевиден. Как нам самим нет места нигде, кроме нашего времени, так и другим невозможно перенести свое сознание за пределы своей жизни.

Теперь пара слов об издании. Как и прежде Водолазкина издает АСТ в рамках редакции Елены Шубиной и серии «Новая русская классика», а это значит, что гарантирована белая бумага и качественный переплет. Обложка книги специально была нарисована Михаилом Шемякиным и целиком и полностью, может даже слишком полностью, отражает содержание романа: замороженный ангел из глыбы льда смотрит на увядающую старушку, которая уходит от него и юную деву, которая к нему льнет, а маленькими кирпичиками  под ногами оказываются старые воспоминания, ну а помимо них в этом мире есть только колючая проволока и вечная мерзлота.

У Евгения Водолазкина  в нашей библиотеке кроме новой книги читайте роман «Лавр», ставший бестселлером.

Водолазкин, Евгений Германович. Лавр: роман. – М.: АСТ, 2014. – 440 с.

Герой романа «Лавр» – средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

Проханов, Александр.  Губернатор: роман. – М.: Центрполиграф, 2016. – 318 с.

Для одних Александр Проханов – одиозная фигура, для других – виртуоз публичных дискуссий, кому-то он люб как самобытный прозаик, но что неоспоримо, так это его неукротимый патриотизм.  Долгое время его демонизировали, выставляли мракобесом и графоманом, обвиняли в антисемитизме, отлучали от читателей. Роман «Господин Гексоген» (2002 г.) застал врасплох хулителей и критиков и «последний солдат империи», как Проханов себя называл, прорвался к широкому читателю, отстоял свое место в русской литературе.

Новый роман «Губернатор» — это лихо закрученная детективная история, фирменная фантасмагория, сатира и смачные эротические сцены. Александр Проханов вновь подтвердил отличную литературную форму.

Глава «Н-ской» губернии Иван Плотников – патриот-державник противостоит миллиардеру Головинскому – русофобу, мечтающему  о перекодировании русского народа и всемирном господстве. Чтобы сломить губернатора он организует хитрую компанию с провокациями, поджогом дома, убийством журналистки, писавшей по его же указке компромат на Плотникова. У того инфаркт, от него уходит жена, а сын бросив учебу в Оксфорде, уезжает в Донбасс, где и погибает. Такова месть Головинского за давнюю школьную обиду. Плотников не идеальный герой, и Проханов отрицает реальность его прототипа, хотя ассоциации с руководителем Калужской области, чьими успехами он многократно восхищался, невольно напрашиваются. В финале, выздоровевший благодаря молитвам благочестивого отца Виктора (в нем угадывается сам автор) Плотников продолжает модернизировать заводы, а его враг отбывает за границу.

«Я пишу не исторические вещи, а актуальные. Мой цикл связан с людьми «длинной воли». Этот тип людей мне очень близок и сейчас очень актуален».

Губерния у Проханова это русская утопия. Китеж-град на острове Буяне. Иван Плотников – не просто эффективный менеджер или государев человек вроде птенцов гнезда Петрова или сталинских наркомов, он пассионарий, реформатор со множеством смелых замыслов, созидатель. Как и губернатор из желчной песни Гребенщикова, он тоже одет в костюм от «Бриони», но манжеты с дорогими запонками лопаются на могучих руках труженика.

Плотников не варяг, а рачительный хозяин Н-ской земли. В губернии его отчий дом и могилы предков, он любит и защищает народ, верит в него всей душой: «Русский человек может все, — повторил Плотников, — Потому что русский человек – мечтатель. Он мечтает о недостижимом и в страшных трудах достигает его».

Вот таков герой нашего времени у Проханова.

Читайте и другие книги автора в нашей библиотеке:

Проханов , Александр Андреевич. Алюминиевое лицо: рома. – М.: Центрполиграф, 2014. – 319 с

Проханов, А. А. Афган: Лучшая проза о девятилетней войне. – М.: ЭКСМО, 2008. – 640 с.

Проханов, А. А.  В островах охотник: роман. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 400 с.

Проханов, А. А.  Вечный город: роман. – М.: Советский писатель, 1987. – 592 с.

Проханов, А. А.  Виртуоз: роман. – М.: Центрполиграф, 2014. – 607 с.

Проханов, А. А.  Вознесение: лучшие военные романы. – М.: ЭКСМО, 2014. – 527 с. (содерж.: Чеченский блюз; Идущие в ночи; Дворец ).

Проханов, А. А.  За оградой Рублевки. – М.: Алгоритм, 2007. – 304 с.

Проханов, А. А.  За Родину! Публицистика. – М.: Вече, 2013. – 384 с.

Проханов, А. А.  Иду в путь мой: повести и рассказы, — М.: Молодая гвардия, 2003. – 301 с.

Проханов, А. А.  Истребитель: роман. – СПб.: Амфора, 2010. – 478 с.

Проханов, А. А.  Крым: роман. – М.: Центрполиграф, 2014. – 382 с.

Проханов, А. А.  Око: роман. – СПб.: Амфора, 2010. – 671 с.

Проханов, А. А.  Последний солдат империи. – М.: Ковчег, 1993. – 432 с.

Проханов, А. А.  Русский: роман. – М.: Рипол классик, 2011. – 368 с.

Проханов, А. А.  Теплоход «Иосиф Бродский»: роман. – М.: Центрполиграф, 2014. – 542 с.

Проханов, А. А.  Третий тост: повесть, рассказы. – М.: Молодая гвардия, 2003. – 457 с.

Проханов, А. А. Человек звезды: роман. – М.: Вече, 2012. – 418 с.

Улицкая, Людмила Евгеньевна. Лестница Якова: роман. – М.: АСТ, 2015. – 371 с.

В России есть всего несколько писателей такой величины, что любая их новая книга сначала появляется в списке самых ожидаемых книг года, а затем и в списке бестселлеров. Издательство печатает новинку сразу в 100 000 экземпляров, не размениваясь на привычные для отечественной литературы тиражи в три-пять тысяч. Регалии Улицкой можно перечислять долго: Россия, Франция, Италия, Австрия, Китай награждали ее своими литературными премиями, англичане номинировали на международный «Букер», а французы вручили ей свой высший знак отличия, орден Почетного легиона. Она обладатель премии «Большая книга» и первая женщина – лауреат премии «Русский Букер». В библиографии Улицкой шесть романов, бесчисленные сборники рассказов, повестей, пьес и даже сказки, а по ее сценариям снято восемь фильмов.

В нашей библиотеке вы найдете почти все книги, ранее изданные:

Улицкая Л. Е. Веселые похороны: повесть и рассказы. – М.: Вагриус, 1999. – 445 с.

Улицкая Л. Е. Даниэль Штайн, переводчик: роман. – М.: ЭКСМО, 2008. – 372 с.

Улицкая Л. Е. Зеленый шатер: роман. – М.: ЭКСМО, 2011. – 592 с.

Улицкая Л. Е. Искренне ваш Шурик: роман. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448 с.

Улицкая Л. Е. Казус Кукоцкого: роман. – М.: ЭКСМО, 2000. – 446 с.

Улицкая Л. Е. Люди нашего царя: рассказы. – М.: ЭКСМО, 2005. – 368 с.

Улицкая Л. Е. Медея и ее дети: роман. – М.: ЭКСМО, 2005. – 256 с.

Улицкая Л. Е. Сонечка: повести и рассказы. – М.: ЭКСМО, 2005. – 416 с.

Новый роман Людмилы Улицкой  «Лестница Якова» — это роман-притча, семейная хроника с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом.

«В этой истории использованы фрагменты писем из семейного архива и выписки из дела Якова Улицкого (архив КГБ № 2160)». Этими словами заканчивается семейная сага, охватывающая больше века российской истории. Как нетрудно догадаться, это не просто литературное произведение, одно из многих, но книга глубоко личная.

В 1975 году у театрального художника Норы Осецкой умирает бабушка, от которой внучке остается сплетенный из ивовых прутьев сундучок, наполненный старыми бумагами. Прошли годы, прежде чем Нора вспомнила об этом семейном архиве.  «Лежавшие во тьме бумаги созревали долгие годы – до тех пор, пока не умерли все люди, которые могли бы ответить на вопросы, возникшие при чтении старых писем». И уже совсем немолодой женщиной Нора читает в архиве дело своего деда – и осознает: «У нее еще есть время свести концы с концами и додумать кое-что, о чем догадывается, но наверняка не знает. А, может, разложит старые письма и напишет книжку… Такую книжку… которую дед то ли не успел написать, то ли ее сожгли во внутреннем дворе Внутренней тюрьмы на Лубянке… Но кто он, мой главный герой Яков? Маруся? Генрих? Я?». Странным образом переплетаются жизнь Норы и жизнь ее деда, которого она почти не знала. (О Якове Осецком ей никогда ничего не говорили. Что-то смутное, из детства… Хотя она его помнила – однажды он был у них на Никитском, какие-то отдельные черты – усы щеточкой, длинные большие уши да еще рукодельный, из цельного дерева, костыль с изгибом ствола, превращенным в рукоять. Больше она его никогда не видела»).

Поведанная Людмилой Улицкой история нелинейна – из 1975 года читатель перемещается в годы первой русской революции, оттуда – в год 1910-й, потом снова в семидесятые, и вновь в дореволюционные времена. А затем – в тридцатые, двухтысячные, девяностые… Двадцатый век неумолимым катком прошелся по отдельно взятой семье, как и по миллионам других: войны, революции, погромы, репрессии, эмиграция. И конечно, это история любви. В самых ее различных проявлениях: счастливой, несчастной, высокой и плотской. Со страниц книги на нас смотрят театральные деятели, репрессированные и ссыльные, эмигранты и коренные москвичи, музыканты и экономисты, самых разных национальностей: русские, евреи и грузины, разных взглядов, с разным запасом жизненных сил и абсолютно непохожими судьбами. Они не говорят с одной и той же авторской интонацией, у каждого из них —  свой голос и своя история.

Название книги можно трактовать по-разному – тут и отсылка к жизненному пути Якова Осецкого, но здесь же и вполне очевидная отсылка к Священному Писанию. В библейской традиции лестница Иакова соединяет землю и небо.

Итак, в основе книги – история семьи самой Улицкой, многолетняя переписка ее ссыльного деда с бабушкой, начиная с 1911 года, документы из архива КГБ. Людмиле Улицкой сейчас 72 года, и после окончания книги «Зеленый шатер» она приняла решение больше не приниматься за большую прозу, но найденные письма ее родни заставили изменить решение: всю жизнь рассказывать чужие истории, стоит найти время и силы, чтобы рассказать и свою. Но «Лестница Якова», по ее словам, это последний роман, больше романов не будет.

Шаров, Владимир. Возвращение в Египет: роман в письмах. – М.: АСТ, 2015. – 768 с.

Владимир Шаров, российский писатель и историк, за роман «Возвращение в Египет» был удостоен литературной премии «Русский букер» в 2014 году и третий приз премии «Большая книга».

«Возвращение в Египет» — роман в письмах, которые на протяжении нескольких десятилетий пишут друг другу члены большой, разветвленной и разбросанной по всему Советскому Союзу семьи, связанной родственными отношениями с Николаем Васильевичем Гоголем. Разумеется, это не прямые потомки писателя – детей у Гоголя, как известно, не было, — но, тем не менее, степень родства достаточно близкая.

Центральная фигура переписки, своего рода связующее звено – Николай Васильевич Гоголь. Нет, не автор «Ревизора» и «Мертвых душ», а его полный родственник, потомок одной из линий рода Гоголей, появившийся на свет в годы гражданской войны, через сто лет после рождения классика. В романе, конечно, Николаем Васильевичем никто не называет – он для всех просто Коля, что вполне естественно, если учесть, что его корреспонденты – сплошь родня более старшего возраста: мать, две или три тети и многочисленные дядья, похожие друг на друга до степени смешения (из общей массы выделяются разве что дядя Петр, с которым у Коли сложились наиболее доверительные отношения, и дядя Святослав – едва ли не единственный среди всех потомков Гоголя сторонник советской власти).

Перед читателями предстает семья, как-то чрезмерно ощущающая свое родство с классиком и несущая его через годы и десятилетия как тяжкое и вместе с тем почетное бремя. Семья, в которой уже более века из поколения в поколение передается идея о том, что если бы Гоголь дописал «Мертвые души», то очень многое в России сложилось бы иначе.

«Возвращение в Египет» — это монументальное, многоплановое произведение, поднимающее множество острых интеллектуальных тем современности и затрагивающее целый пласт российской истории. И это при том, что автор строит произведение таким образом, что вес имеют лишь мысли и рассуждения героев, сами же герои, их действия, поступки как бы тонут в общем объеме сюжета, они не существенны по сравнению с темами, поднимаемыми автором.

Основная тема сама имеет право на отдельное исследование. Это столь нами любимая тема дописывания великих произведений через скол эпох и поколений прошедших после смерти не дописавших их авторов. Главный герой романа Коля, призван, по мнению своей матери дописать второй и третий том «Мертвых душ», которые были уничтожены Гоголем перед смертью.

Главным вопросом, на который все ищут ответ, становится вечно звучащий на страницах отечественной литературы «кто виноват?» — как же произошло, что Россия, обреченная стать новой Землей Обетованной, вдруг вернулась в Египет, пройдя через Красное море революции, пережив поколение бродящих по пустыне, отдав столько сил, веры, жизней ради высшего смысла, ради очищения всего мира. На вопросы «что делать?» и «кому на Руси жить хорошо?» герои вслед за автором ответ знают или думают, что знают.

Говоря о «Возвращении в Египет», нужно постоянно держать в уме библейский исход из Египта. Всю книгу автор ходит кругами по тематическому полю исхода. У Шарова свое восприятие скитаний. Для российского народа исходом, по его мнению, стало освобождение крестьян при Александре II, а своеобразным возвращением в Египет – революция. «Революция – тесные врата, она как жизнь в пустыне; те, кто к ней привыкнет и приспособится, станут свободными людьми. Впрочем, скитаться придется еще долго» — пишет Шаров.

По версии главного героя романа, первый том «Мертвых душ» — это история о том, как Чичиков скупал души, чтобы их спасти, прописав на участке Святой земли, прирезанном к Раю. И описание путешествия по аду, скупки душ, было завершено, мы спускаемся «в самое жерло дьявольской воронки, на нас столько грехов, они так тяжелы, что тянут и тянут вниз». А написать продолжение этой истории мог только тот, кто прошел через революцию (поскольку она – те самые сорок лет скитаний), но во времена Гоголя не было такой революции, поэтому он «не умел написать небесного Иерусалима, пятнадцать лет бился в глухую стену, а когда понял, что дороги в Рай он не знает, умер от отчаяния». Вот такие гигантские масштабы выбрал Владимир Шаров для своего романа: смотреть сквозь века, даже сквозь тысячелетия, сопоставлять историю и литературу, искать Рай, дописывать книги великих классиков.

Кроме нового романа в библиотеке читайте:

Шаров, Владимир.  Будьте как дети: роман. – М.: Вагриус, 2008. – 400 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
WordPress Lessons