Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Блок А.А.

«Так жизнь моя сплелась с твоей»

(Литературный обзор книг-воспоминаний об Александре Блоке, посвященный 130-летию со дня его рождения)

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О, сердце, сколько ты любило!

О, разум, сколько ты пылал!

А.А. Блок

Александр Александрович Блок родился  28 ноября (по новому стилю) 1880 года в Петербурге. Его отцом был известный юрист, но родители разошлись еще до рождения сына. Детство Александр провел в семье деда – известного ученого-ботаника, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, в «старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами», научными интересами и гуманистическими идеалами. Сочинять сам он начал очень рано, «чуть ли не с пяти лет»,  издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматово.  После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900–1901 годы, когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 году в  журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений».

Летом 1898 года Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью химика Д.И. Менделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Это произведение символистское, потому что в нем противопоставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. Все это важнейшие идейные черты нового искусства России того времени. Блок сразу же после выхода «Стихов о Прекрасной Даме» занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Вторая книга Блока, «Нечаянная радость», сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов. Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворение «Осенняя волна» стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь.

1906-1907 годы стали переломными для Блока, это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии, потому что театр – это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность. Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик». Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу; вторая половина 900-х годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл «Итальянские стихи», весной 1914 года – цикл «Кармен». В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь. Основной темой своего творчества Блок считал тему Родины. С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны – нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства. Об этом же поэма «Возмездие». Она наполнена отражением судьбы России в роковые для нее годы эпохи «безвременья» в конце XIX века.

В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов. По итогам этого события Блоком была написана книга «Последние дни императорской власти». Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическая статья «Интеллигенция и революция». Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. «Вихревое», «музыкальное» начало революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, разговорное, то в лейтмотивных повторах. В «Двенадцати» контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной «бури».

Призвав деятелей культуры участвовать в строительстве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, служит в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература». Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 года руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь «О назначении поэта», произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921 года. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны», приводят к творческому кризису. После января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.

В апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался. Похоронили Блока 10 августа. Весь шестикилометровый путь до Смоленского кладбища открытый гроб несли на руках.

Жизнь и творчество Александра Блока вызывают огромный интерес. Постоянно выходят новые книги, статьи о поэте. Мимо внимания исследователей не прошел ни один из этапов его судьбы. Среди самых интересных страниц, безусловно, воспоминания современников. Воспоминания о Блоке стали публиковаться вскоре после его смерти в 1921 году в периодических изданиях, позднее вышло несколько сборников, посвященных Блоку.

Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х томах. – М.: Худож. лит., 1980/ Сост., подготовка текста и коммент. Вл. Орлова (Серия литературных мемуаров)

Настоящий двухтомник является, по существу, первым сводом воспоминаний об Александре Блоке. В нем (сборнике) объединена большая часть самого содержательного, ценного и достоверного из того, что современники рассказали об А. Блоке. Многие воспоминания извлечены из редких и труднодоступных изданий. Некоторая часть материала полностью или частично публикуется впервые. Почти все воспоминания охватывают факты и события разных лет, так что приурочить их к какому-либо определенному периоду жизни Блока – невозможно. Дробить же воспоминания на части значило бы непоправимо нарушить целостность рассказа. Материал сборника распределен по трем крупным разделам («Юность поэта», «Испепеляющие годы», «Великий Октябрь»), а внутри разделов расположен, как правило, в единственно доступном в данном случае хронологическом порядке – по времени встречи мемуариста с А.А. Блоком. Отступления от этого правила сделаны в тех немногих случаях, когда основное содержание воспоминаний касается более позднего времени, нежели время первой встречи. В первый том входят воспоминания М.А. Бекетовой, Л.Д. Блок, А. Белого, С. Городецкого, В.П. Веригиной и других. Во второй том входят воспоминания Вс. Рождественского, П. Антокольского, К. Чуковского, С. Алянского, М. Горького, А. Ахматовой и других. Краткие справки об упоминаемых в тексте лицах, а также литературных произведениях, периодических изданиях, издательствах и т.п. вынесены в Указатель имен и названий (во втором томе). Широко известные имена оставлены без пояснений.

«Я лучшей доли не искал…» (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях)/ Сост., очерки и коммент. В.П. Енишерлова, — М.: Правда, 1988

Сборник составлен из документальных материалов, связанных с жизнью и творчеством Блока. В него вошли письма поэта, воспоминания о нем, отрывки из дневников и записных книжек. Произведения Блока в сборнике представлены его статьями и «Автобиографией».

Книги, публикации, музеи раскрывают перед любителями отечественной литературы образ замечательного художника, «человека бесстрашной искренности», по словам М. Горького, Александра Блока. Раскрытию этого образа служит и предлагаемый сборник, в котором собраны и систематизированы документы отечественной блокианы, а также представлены изобразительные материалы, относящиеся к Блоку и его окружению. Завершается сборник статьей «О назначении поэта» — духовным завещанием Блока потомкам. Три главы книги: «Эта юность, эта нежность 1880 — 1905» (воспоминания М.А. Бекетовой, Ф.А. Кублицкого, С. Соловьева, Л.Д. Блок, А.И. Менделеевой, А. Белого, писем А.А. Блока); «Не может сердце жить покоем 1905 — 1914» (воспоминания М.А. Бекетовой, С. Городецкого, В.П. Веригиной, Вл. Пяста, Г. Чулкова, отрывки из дневников, записных книжек, писем, статей А.А. Блока); «Искусство и революция 1914 — 1921» (воспоминания М.А. Бекетовой, А. Ахматовой, Вс. Рождественского, К. Чуковского, В.А. Зоргенфрей, О.В. Гзовской, В. Лех, А. Толстого, М. Горького, С. Алянского, Н.А. Нолле-Коган, К. Федина, отрывки из писем, дневников, записных книжек, статей А.А. Блока) охватывают четыре десятилетия жизни А. Блока. Главы расположены в хронологическом порядке.

М. Бекетова. Воспоминания об Александре Блоке/ Сост. В.П. Енишерлова и С.С. Лешевского; Вступ. ст. С.С. Лешевского; Послесл. А.В. Лаврова; Прим. Н.А. Богомолова. – М.: Правда, 1990

Автор воспоминаний – Мария Андреевна Бекетова (1862 — 1938), тетка Александра Блока со стороны матери, писательница и переводчица, мемуарист культурного «гнезда» Бекетовых. Первый биограф поэта, она запечатлела живой облик Александра Блока, все, чем дорожил поэт. В настоящее издание входят ее мемуарные книги («Александр Блок. Биографический очерк», «Александр Блок и его мать», «Шахматово. Семейная хроника»), фрагменты дневника, статьи, посвященные А.А. Блоку. Воспоминания М.А. Бекетовой сочетают вдумчивость исследователя и непосредственность очевидца, рисуя живой облик великого русского поэта.

Две книги Бекетовой о поэте изданы давно, и они попали в ряд библиографических редкостей. Третья — пролежала в виде рукописи более полувека в архиве, прежде чем была опубликована. Время всерьез испытало труды Бекетовой на прочность. Но ни один исследователь жизни и творчества Блока не обойдется без работ Бекетовой. И читательский интерес к ним не спадает. Значение этих книг в литературе о Блоке очень важное, единственное; незаурядна и роль их автора в отечественной культуре. Главная основа, на которой зиждутся труды М.А. Бекетовой о Блоке, — унаследованная «от дедов» культурная, нравственная, духовная традиция, идеалы передовой русской интеллигенции. Книги Бекетовой, обильные не только любовью, светом, но и трудным, неприукрашенным биографическим материалом, это размышления над загадкой рождения души, характера, творческого дара каждого человека; в данном, индивидуальном случае – великого поэта.

Андрей Белый. О Блоке. Вступ. ст., составление, подготовка текста и комментарии – А.В. Лавров. М.: «Автограф», 1997

Книга вышла в качестве приложения к изданию: Александр Блок. Собрание сочинений в двенадцати томах. Общая редакция и составление – С.С. Лесневский.

Сборник включает основные произведения Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев, 1880 — 1934), — писателя и деятеля русского символизма, — посвященные его другу и современнику А.А. Блоку. Здесь наиболее пространная версия Воспоминаний Белого о Блоке, являющихся также одним из самых содержательных мемуарных свидетельств об эпохе; речи и статьи Белого, посвященные осмыслению творчества Блока и его значения в духовной жизни России. Впервые в полном объеме печатаются Дневниковые записи Белого о Блоке, ранее опубликованные со значительными цензурными купюрами.

По сей день «Воспоминания о Блоке» Андрея Белого остаются ценнейшим источником сведений о поэте. Их значительность – не только в живом и подробном воссоздании многих эпизодов общения с Блоком, не только в неповторимо-своеобразном мастерстве Белого-мемуариста, но и в глубине и точности постижения внутреннего мира Блока. Блок изображается Белым как бы изнутри, романтическое мироощущение поэта созвучно его собственному творческому кредо вплоть до мельчайших особенностей, которые не в состоянии был бы уловить и охарактеризовать никто другой.

Берберова Нина. Александр Блок и его время: Биография/ Пер. с фр. А. Курт, А. Райской. – М.: Издательство Независимая газета, 1999. (Серия «Литературные биографии»)

«Пушкин был русским Возрождением, Блок – русским романтизмом. Он был другой, чем на фотографиях. Какая-то печаль, которую я увидела тогда в его облике, никогда больше не была мной увидена и никогда не была забыта» (Н. Бербьерова «Курсив мой»).

КНИГА читается на одном дыхании. Поначалу она кажется поверхностной, но ближе к середине понимаешь, что в задачи автора не входили дотошное бытописание и анализ текстов. Отказ, возможно, был вынужденным — книга писалась на французском и для французов, — но в конечном итоге выигрышным. В биографии Блока Берберова пытается дать лирическую формулу поэта. Отсюда — почти телеграфный стиль, который подхлестывает сам себя, рубленые фразы, усиливающие драматическое напряжение ближе к развязке повествования. Отсюда — срез лишних углов, связь понятий на воздушном уровне ‘через голову’ обстоятельств места и времени. С самого начала — точное следование избранному пути: Блок — великий русский поэт, который всегда стоял особняком, понимал больше и видел дальше других, отчего никогда не ладил с новомодными течениями, был одинок и умер, в сущности, от полного отсутствия воздуха в революционном Петрограде летом 1921 года. Печальная эта история рассказана с точными биографическими подробностями, разбавленными хлесткими формулами, в которых Берберова узнается даже в переводе с французского.

Книпович Е.Ф. Об Александре Блоке: Воспоминания. Дневники. Комментарии. – М.: Советский писатель, 1987

Книпович Евгения Федоровна (1898 – 1988) – поэт, переводчик, литературовед. Печататься начала в 1919 году. Автор книг: «Генрих Гейне», «Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фадеева, сборников литературно-критических статей «В защиту жизни», «Сила правды», «Художник и история», многочисленных статей, посвященной советской литературе, а также литературе зарубежной (Г. Манн, Л. Фейхтвангер, А. Зегерс и др.).

Эта книга известного советского критика необычна по жанру. В нее входят воспоминания и дневники Е.Ф. Книпович, тесно связанной с Блоком в последние годы его жизни. В статьях, являющихся дополнением к дневнику, раскрываются творческие связи Блока с драматургией Шекспира («Шекспир Александра Блока») и значение для Блока творчества Вагнера («Мой Вагнер»).

«Эту книгу писали два человека – одному было чуть больше двадцати лет, другому – за восемьдесят. Точность написанного через шестьдесят лет после 1918 – 1921 годов корректировалась разрозненными дневниковыми записями тех лет, точность написанного в 1922 году подтверждается свежей еще памятью. Все, что в записках 1922 года требует, с моей точки зрения, комментария для читателя сегодняшнего дня, оговорено мною в предисловии к этой части книги» (Е.Ф. Книпович)

Обзор подготовила библиотекарь читального зала

Кларк Алевтина Николаевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
WordPress Lessons