Симонов К.С.

«Голос своего поколения»

К 95-летию со дня рождения Константина Симонова (1915–1979)

Я, как в жизни, спутал в своем рассказе
И важное, и пустяки,
но товарищи скажут,
что все это правда
от первой и до последней строки
К.М. Симонов

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии. Учился Симонов в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 поступил в Литературный институт.

Поэтическая биография Симонова складывалась успешно. Начал печататься с 1936. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».

В начале осени 1939 Симонов отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол, где в жизнь писателя вошли люди, которым он остался верен до последних дней. Это Г.К. Жуков и редактор «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы.

В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений.

После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.

Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.

Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии. Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.

Проза Симонова – мужская проза. Война Симонова объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда. Симонов возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х. Время «застоя» заметно сказывается на творчестве Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи напрямую связаны с прошлым – войной, памятью о ней, ее историческими датами.

Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).

С 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 – секретарем Союза писателей СССР. В 1974 он удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Последнее десятилетие занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.

28 августа 1979 Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

Симонов Константин. Истории тяжелая вода. Составление, подготовка текста, вступительная статья Л. Лазарева. М.: Вагриус, 2005 (Мой 20 век)

Книга воспоминаний Константина Михайловича Симонова наполнена размышлениями о поколении, вынесшем на своих плечах Великую Отечественную и другие войны ХХ столетия, о сложностях и противоречиях эпохи. В ней рассказывается о детстве, юности, становлении личности автора, о его встречах с И.В. Сталиным, Г.К. Жуковым и другими известными военачальниками, с которыми Симонов был знаком еще со времен военного конфликта на Халхин-Голе, а также с Ив. Буниным, И. Эренбургом, А. Твардовским, В. Луговским, Н. Хикметом, Ч. Чаплиным, В. Пудовкиным и другими деятелями литературы и искусства. Однотомник составили мемуарные очерки разных лет и последняя – самая откровенная – работа писателя – «Глазами человека моего поколения».

Почему же книга называется «Истории тяжелая вода»? Вот что пишет об этом в своей вступительной статье к книге Л. Лазарев: «В 1971 году, когда он уже почти совсем забросил стихи, Симонов написал стихотворение, последняя строка которого не случайно дала название этой книге воспоминаний.  Мысль, выраженная в нем, была для него очень важна, не давала тогда ему покоя, потому стихотворение вдруг и написалось.  Оно о том, что не надо принимать тонкий лед, едва-едва покрывающий реку, за ее глубинное течение: надо помнить о текущей подо льдом «тяжелой воде истории». Она, эта «тяжелая вода», определяет главное в жизни общества и судьбе людей. Именно тут ключ к воспоминаниям Симонова – вне зависимости от того, пишет ли он о событиях, очевидцем которых был, или о людях, с которыми его сводила судьба…».

В книге использованы фотографии из семейного архива К. Симонова.

Константин Симонов рассказывает…/Сост. Л. Лазарев. – М.: Сов. Россия, 1981 (Писатели о творчестве)

В книгу вошли выступления и интервью Симонова, посвященные вопросам творчества и мастерства. Составившие настоящий сборник речи и выступления Симонова носят широкий программный характер; он размышляет о кардинальных проблемах современности, о задачах литературы, о долге писателя. Он не очень много говорит в них о себе, но все крупные проблемы неизменно рассматриваются в связи с собственными идейно-творческими устремлениями, незримо, но явственно проецируются на его творчество. Эти материалы тоже помогают глубже понять пафос его произведений, особенности художественного мира писателя. В центре настоящего сборника, также как и всех произведений Симонова, находится война. О чем бы он ни говорил, мысль его обращалась к тому жестокому и героическому времени. Война была в его жизни главным, ни с чем не сравнимым потрясением, не зря он как-то написал, что «человек, всерьез заслуживающий этого названия, живет после войны с ощущением, что перенес операцию на сердце». С этим чувством он и жил…

Константин Симонов в воспоминаниях современников: Сборник. – М.: Советский писатель, 1984

В этой книге делятся своими воспоминаниями о Константине Михайловиче Симонове крупные советские и зарубежные писатели, общественные деятели, военачальник, актеры, друзья Симонова (Евг. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер, О. Табаков, К. Лавров, Ж. Амаду, И. Абашидзе и другие).

В книге в качестве иллюстративного материала, наряду с фотографиями последних лет, используются архивные и любительские, плохо сохранившиеся фотографии. Публикуя их, издательство стремится показать читателям редкий фотоматериал, представляющий несомненный исторический интерес. В сборнике использованы фотографии из личного архива К. М. Симонова. Публикуются фото М. Бернштейна, Р. Богданова, Г. Зельма, В. Каратаева, А. Карзанова, О. Кнорринга, П. Маныча, В. Мастюкова, М. Пазия, В. Пескова, В. Саксаганской, В. Темина, И. Тофрякова, П. Трошкина, Е. Халдея, Я. Халипа, а также фотографии, авторство которых не удалось установить.

Л. Финк. Константин Симонов. Творческий путь. – М.: Советский писатель, 1979

Монография о творчестве Константина Симонова написана доктором филологических наук, профессором Л. Финком, автором работ о советской литературе и ее ведущих мастерах. В монографии впервые в нашем литературоведении поэзия, проза, драматургия К. Симонова рассматриваются в полном объеме, в их тесной взаимосвязанности. Л. Финк определяет К. Симонова как выразителя судеб, мировоззрения и характера того поколения, главным событием в жизни которого оказалась Великая Отечественная война, — четыре года войны определили все сорок лет литературной деятельности К. Симонова. Л. Финк показывает, что все довоенное творчество Симонова было предчувствием войны и подготовкой к ней, а его послевоенное творчество стало осмыслением прошлой войны, получившим завершение в трилогии «Живые и мертвые».

Гордеев Г.Н. Если дорог тебе твой дом: Кинематограф К. Симонова. — М.: Киноцентр, 1988

Литература поставляет сюжеты кинематографу едва ли не со дня его появления. Но чем дальше развивается кино как искусство, тем больше усложняются его связи с литературой. Особенно плодотворные результаты союз двух образных стихий дал именно на фронтовом материале, очень часто являя собой пример единства взглядов писателей и кинематографистов на войну – пристальных, не обходящих стороной жестокий трагизм минувших событий, глубоко человечных. Биографии многих наших писателей прочно связаны с военно-патриотической темой и одновременно – с кинематографом. Одно из первых мест в этом ряду занимает Константин Симонов (фильмы «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи», «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны» и другие, а также документальные фильмы).

Симонов всесторонне и досконально знал жизнь советского кинематографа, где его интересовало решительно все. И суждения Симонова-кинокритика были, как правило, свежи, глубоки и проницательны. Если собрать воедино рецензии, отклики на фильмы, появившиеся в разные годы из-под симоновского пера, то получится весьма любопытная книга, характеризующая не только вкусы и пристрастия автора, но и многие важные вехи в жизни нашего кинематографа.

Обзор подготовила библиотекарь читального зала

Кларк Алевтина Николаевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *