Твардовский А.Т.

«Не прожить без правды сущей»

К 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского

Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.

Как и многие его современники, Александр Трифонович Твардовский прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы – революцию, коллективизацию, войну. Но, пройдя через все эти трудности, он не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком. Поэтому до сих пор исследователи творчества поэта продолжают изучать его биографию, чтобы понять истоки той силы, которая помогла ему стать нравственной опорой для своих современников. Твардовский был не только автором всенародно известных поэм, но и главным редактором журнала «Новый мир», которым зачитывались несколько поколений читателей. Публикации в этом журнале означали признание и вместе с тем новый поворот в судьбе писателя, как это произошло, например, с А.И. Солженицыным. Творчество Твардовского получило широкое и подлинно народное признание во всем мире. Его произведения переведены на многие языки народов СНГ, на основные европейские языки и многие языки стран Востока.

Твардовский родился 21 июня 1910 года на «хуторе пустоши Столпово» деревни Загорье, Починковской волости, Смоленской губернии (ныне: Починковского района, Смоленской области). Родился в семье сельского кузнеца (Трифона Гордеевича), всю жизнь мечтавшего о крестьянской независимости и достатке, человека целеустремленного и начитанного. Мать поэта (Мария Митрофановна) происходила из дворян-однодворцев, чей быт мало отличался от крестьянского. С отечественной классикой Твардовский познакомился в детстве, когда в семье «целые зимние вечера часто отдавались чтению вслух какой-либо книги» (Автобиография); тогда же, еще до овладения грамотой, он начинает писать стихи. В 1922 году Твардовский заканчивает четыре класса начальной школы, однако в средней школе, находившейся в г. Ельне, продолжить учение из-за материальных затруднений не удалось.

Летом 1924 года начинает писать в смоленские газеты небольшие корреспонденции, стихи, очерки. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника. В этом же году Твардовский вступает в комсомол.

15 июля 1925 года публикуется первое стихотворение – «Новая изба». В нем уже проявились те черты, которые характерны для зрелой поэзии Твардовского. Он писал просто и доходчиво о том, что ему было близко. Молодого поэта поддержал М.В. Исаковский. Их первая встреча стала началом большой творческой  и человеческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обоих поэтов.

20 ноября 1926 года в газете «Красноармейская правда» (Западного военного округа) опубликован первый рассказ «По дороге».

В марте 1929 года выходит первое опубликованное в центральное печати стихотворение «Доклад» в журнале «Октябрь». Летом уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы. Но в Москве было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положение. Тогда Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников. Но с третьего курса уходит, т.к. этот период совпал с тяжелыми испытаниями в его семье (родители и братья были раскулачены и сосланы).

1930 – 1934 годы период наиболее активного участия в областных журналах «Западная область», «Наступление», в газете «Рабочий путь». В издательстве «Молодая гвардия» в Москве вышла первая книга – поэма «Путь к социализму».

1933 год – поэма «Вступление» выходит отдельным изданием в Смоленске. В это же время публикует свою первую повесть «Дневник председателя колхоза». Находясь в соседстве с первыми поэмными опытами («Путь к социализму», «Вступление»), созданными по признанию автора, в период «крайнего отвращения к стихотворству», «Дневник председателя колхоза» как бы компенсирует некоторые затруднения Твардовского в поэтической работе. В этой повести Твардовскому удалась не только психологическая достоверность в изображении героев, но и драматургическая емкость диалогов, лирическая многоплановость в сочетании с мягкой иронией, прием говорить от лица своего героя, как бы передоверяя ему авторские раздумья, т.е. те черты поэтического стиля, которые станут характерными свойствами его будущего творчества.

Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы «Страна Муравия» (Государственная премия СССР, 1941).

«Со «Страны Муравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора» (Автобиография).

В этой строгой самооценке Твардовский не отказывался от пройденного пути, но подчеркнул качественно новые рубежи своего творчества. Сюжет поэмы напоминает историю Дон Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой, уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов. Поэма Твардовского необычайно населена: здесь нашли свое место все представители эпохи. Собраться в такое гармоническое многоголосие и многообразие помогла фольклорная основа произведения, в поэтике которой элементы ярмарочного балагана и народного кукольного спектакля сочетаются с глубочайшим лиризмом и проникновенностью.

В 1936 году Твардовский опять переезжает в Москву и доучивается уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда он поступил снова на третий курс. Важное место в этот период занимают переводы Т.Г.Шевченко, И.Франко, Я.Купалы, М.Засимы, М. Сурначева, народного творчества Украины, Белоруссии, переводы чеченского, армянского и черкесского фольклора (1937-1939). Стихи и поэмы Твардовского охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью. Еще, будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава, позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.

Во второй половине 30-х гг. в «Красной нови» продолжают печататься новые произведения Твардовского, в Москве и Смоленске выходят отдельными изданиями сборники стихов. В год окончания МИФЛИ Твардовский объединил их в книгу «Сельская хроника» (1939).

В 1938 году вступает в ряды ВКП(б). Публикует сборник «Дорога. Стихи 1934-1935» (Гослитиздат). Выходит сборник стихотворений «Про деда Данилу».

В 1939 году окончил МИФЛИ. И в этом же году начался военный путь Твардовского. «Мне кажется, — писал он М.В. Исаковскому, — что армия будет второй моей темой на всю жизнь». В качестве рядового Твардовский участвует в освобождении нашими войсками Западной Белоруссии (корреспондентом редакции военной газеты). В запас его увольняют в октябре. Но уже в ноябре он призван в Армию в офицерском звании, участвует в военных событиях в Финляндии, работает во фронтовой газете «На страже Родины», где печатает обзор рукописей стихотворений, очерков и писем, присылаемых бойцами в редакцию (по март 1940 г.).

Весной 1940 – демобилизация из армии после войны с белофиннами, награждение орденом «Красная звезда». Летом начинает работать над поэмой «Василий Теркин» (работа продолжается до конца Великой Отечественной войны – 1945 года).

В результате поездки в родные места Смоленщины, пишет сборник «Загорье».

В июне 1941 года призван в ряды Красной Армии, Юго-западный фронт, работа во фронтовой газете «Красная армия» (до апреля 1942).

В 1941 – 1945 годы работает во фронтовых газетах, публикуя очерки и стихи, выходят его сборники: «Юго-западный фронт», «Баллада о Москве», «Стихи о войне», «Дом бойца» и др. В эти годы написана поэма «Василий Теркин (Книга про бойца)» (Государственная премия СССР, 1946). День Победы поэт встретил в небольшом прусском городе Тапиау. За годы войны Твардовский награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями.

Александр Твардовский стал одним из блестящих военных корреспондентов. Он уже хорошо знал, что такое война, так как принимал участие в финской кампании. Именно тогда впервые появился образ Василия Теркина – бесшабашного солдата, рубахи-парня, который имел у бойцов огромный успех. Но в Великую Отечественную этот образ изменился, Теркин стал настоящим народным героем: сильным, бесстрашным, ответственным за свою страну. Недаром стихи о Теркине автор называл не поэмой, а «Книгой про бойца». Твардовский прошел сквозь всю войну рядом со своим героем. Он честно писал обо всем, что видел вокруг, а его Василий Теркин поддерживал солдат в трудные минуты. Бойцы вырезали из газет отрывки публиковавшейся в годы войны поэмы и перечитывали их не один раз. Есть ли более дорогая награда для поэта?

Образ Василия Теркина – результат огромного количества жизненных наблюдений. Он представляет собой обобщенный портрет, в реальных и глубоко человеческих чертах которого нашли свое выражение сотни и тысячи ему подобных. Для того, чтобы придать Теркину всеобщий, всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше исполненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал Твардовский в «Василии Теркине». С эпичностью поэмы, с ее повествовательным характером прекрасно уживается высокое лирическое начало. Более того – оно буквально пронизывает поэму. И задушевные строки о бое, который ведется «не ради славы – ради жизни на земле», и чудесное место о женщине, провожающей солдата на войну, и разговор Теркина со смертью, и множество других мест поэмы выражают самые сокровенные, самые задушевные мысли и автора, и героя, и читателя. Эпическое и лирическое начало в поэме едины, нерасторжимы. Язык поэмы – простой, ясный. Твардовский опирается на лучшие образцы отечественной поэзии. Но одновременно автор использовал множество элементов повседневной народной речи – шуток, пословиц, прибауток, поговорок. Этот материал народного творчества Твардовский использует, перерабатывая и видоизменяя его, употребляя обдуманно, в полном соответствии с общим литературным замыслом. Поэма Твардовского неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки и охотно читается и старшим поколением, и молодежью.

«… Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» (Бунин И.А. Письмо Н.Д. Телешову).

Наряду с главами «Василия Теркина» Твардовский создает ряд стихотворений очерковой и балладной направленности: «Рассказ танкиста» (1941), «Баллада о товарище» (1941 — 1942), «Армейский сапожник», «Баллада об отречении» (оба — 1942), «Большое лето» (1943), «Возмездие» (1944).

В 1946 году поэт создает своеобразный реквием погибшим – стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Вершинным в послевоенном творчестве произведением Твардовского стала поэма «Дом у дороги» (1942 – 1946; Сталинская премия 2-й степени – 1947). Подзаголовок «Лирическая хроника» как бы раскрывает ее симфоническую основу. Начатая в период создания «Василия Теркина», эта поэма отразила горечь отступления наших войск летом 1941 года, ужасы фашистского нашествия, судьбы миллионов советских людей, оказавшихся в немецких концлагерях. Трагизм «Дома у дороги» многократно усилен возвращением отца, мужа, хозяина, солдата-победителя к пепелищу родного дома, спаленного войной. Вместо радости победы – неизбывное сиротство.

В 1947 году в Смоленске выходит книга «Родина и чужбина» – серия очерков дневникового характера: о войне, о человеке, участвующем в ней, о народном характере, не разрушенном военными испытаниями. Первая поездка на Урал и в Сибирь.

В 1949 году выпускает первую книгу лирики – «Книга лирики», 1934 – 1949. много путешествует (Албания, ГДР, Швеция, Норвегия и др.).

В 1950 году был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Но в 1954 году был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале после смерти Сталина.

В послевоенное время Твардовский продолжает работать над крупными произведениями и создает свою главную в этот период поэму – «За далью даль» (1950 – 1960, Ленинская премия 1961). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума – просто путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью даль» можно назвать поэмой размышлений. Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы – емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые композиционны сюжеты и возможности для выражения уже совершившегося факта нового видения мира» (А. Сурков).

В 1952 году вышел сборник «Послевоенные стихи. 1945 — 1952».

С 1954 года он начинает работать над следующей своей поэмой – «Теркин на том свете» (1954-1963), пародийным продолжением «Василия Теркина. Она взволновала читателей изображением номенклатурных порядков изнутри самой политической системы. Автор знал обычаи и традиции, царившие в этой системе и не меняющиеся ни при Сталине, ни после него. Публикация поэмы стала возможной  после XXII съезда, поэма даже получила первые отзывы, но потом о ней замолчали, как будто этой поэмы и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти», которая была завершена в 1969, но в СССР была опубликована лишь в 1987 году. «По праву памяти» блестяще завершила цикл поэтических летописей Твардовского «о времени и о себе». Будучи небольшой по объему, она неожиданно свежо, по-новому осветила крупные, давно известные произведения, высветив в них еще ярче новые дали, горизонты. Расширила и углубила представление о поэте, верном реализму и правде жизни.

В 1958 году Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в журнал своих единомышленников – критиков и редакторов (В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер и др.). Страницы «Нового мира» были отданы произведениям таких писателей, как Г. Бакланов, В. Некрасов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Войнович, В. Тендряков, Ю. Бондарев. Сам факт появления произведения под синей обложкой «журнала Твардовского» служил своего рода художественной гарантией, был очень высокой оценкой.

В 1958 году Твардовский избран в  Правление Союза писателей РСФСР, в 1959 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР, выходит в свет сборник «Стихи из записной книжки. 1936 — 1958».

В рассказе «Печники» (1958), в литературно-критических статьях «Поэзия Михаила Исаковского» (1967), «О Бунине» (1965), в цикле «Памяти ушедших» (1962 — 1968) и др. Твардовский размышляет о месте художника в жизни, о «достоинстве таланта», об ответственности искусства перед эпохой.

Твардовский навсегда остался бойцом. Он нес правду и справедливость, как знамя, через всю жизнь. Почти 20 лет возглавлял журнал «Новый мир», в 1961 году ему удалось, казалось бы, невозможное – опубликовать в нем знаменитую повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1970 году был смещен с поста главного редактора.

В 1971 году награжден Государственной премией СССР за сборник «Из лирики этих лет. 1959 — 1967».

18 декабря 1971 года Александр Трифонович Твардовский умер в Красной Пахре. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр Трифонович Твардовский  и сегодня несет свое знамя правды. Перечитайте «Книгу про бойца» – там нет ни слова вымысла. Вспомните «Я убит подо Ржевом» – там вся боль и весь ужас давно прошедшей войны.

Обзор подготовила библиотекарь читального зала

Кларк Алевтина Николаевна

21 июня 2010 года страна отметила 100-летие со дня рождения своего поэта Александра Трифоновича Твардовского. Давайте перечитаем его стихи еще раз – может, они заставят нас быть честнее перед собственной совестью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *