Романс жизни Изабеллы Юрьевой

27 апреля в женском клубе «Сударушка» Центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова состоялась встреча, посвященная легендарной женщине, «королеве романса» Изабелле Даниловне Юрьевой.


Она родилась в сентябре 1899 года в городе Ростове-на-Дону. Девочка выросла в большой, дружной  семье.  Ее родители работали  в местном театре. Она с детства любила петь и мечтала  о певческой карьере. Когда ей исполнилось  17 лет, она вместе с матерью отправилась в Петербург, на прослушивание к профессору консерватории. Профессор  одобрительно отозвался о ее голосе, поставленном от природы. Мать девушки показала ее еще одному специалисту – Алексею Таскину, который был концертмейстером «несравненной» Анастасии Вяльцевой и великого русского баса Федора Шаляпина.  Прослушав  юную провинциалку, Таскин пришел в полный восторг. Он заявил, что девушке не надо ничему учиться, это  убьет ее яркую индивидуальность. До конца жизни великая певица так и не выучила нотной грамоты. Ее выручали абсолютный слух и совершенная музыкальная память.

В московском кинотеатре «Колизей» состоялся дебют Юрьевой  на профессиональной сцене. Именно тогда Белла Ливикова навсегда превратилась  в Изабеллу Юрьеву. Славянский сценический псевдоним оказался эффектнее родовой фамилии. Сочетание великолепного, сильного голоса, безукоризненного  природного вкуса и трогательной искренности  покорило слушателей раз и навсегда. Столичная публика очень  полюбила молодую, талантливую певицу. Следующей большой победой в ее карьере стало выступление в  саду «Эрмитаж» — одной из самых престижных сценических площадок Москвы.  Певица поразила таким накалом страстей, таким живым темпераментом, вдохнув в  старинные романсы их первозданную силу и свежесть, что ее тут же  прозвали «белой цыганкой». Ее  концертмейстером стал знаменитый Алексей Таскин, который разглядел в ней удивительный талант и всерьез взялся за новую восходящую звезду.


В 1924 году в «Эрмитаж» приехал питерский импресарио по фамилии Рафаель. Он отобрал Юрьеву в числе нескольких подающих  надежды молодых артистов, которые должны были работать в  северной столице. Первый раз она выступала в театре Юдовского на  Невском проспекте. Первые ряды занимали директора кинотеатров и эстрадные администраторы.  Изабелла Юрьева вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. После выступления многие  администраторы захотели работать с  этой талантливой певицей  и  начали спор за право оставить ее у себя. Но тут на сцену  поднялся молодой, интересный мужчина  и поставил  точку в этом споре: «Позвольте, я возьму ее к себе». Это был Иосиф Аркадьевич Аркадьев — директор театрального треста, ее будущий муж. Ради любимой жены он отказался от карьеры преуспевающего юриста и стал просто «личным администратором известной певицы». Ездил с ней на гастроли, писал ей песни. Самой популярной из них стала «Если можешь, прости». Они прожили вместе 46 лет и были очень счастливы.

В Ленинграде Изабелла Юрьева пела в кинотеатрах перед сеансами. Пройдя эту достаточно суровую школу, певица зарекомендовала себя как отличная актриса. Прекрасные вокальные данные счастливо сочетались с большим драматическим дарованием. Во второй части программы обычно исполнялись цыганские «шлягеры». С особым чувством и темпераментом Изабелла Юрьева исполняла знаменитые «Бирюзовые колечки», «Рощу» и другие песни. На смену сборным концертам пришли сольные. Певица делала основные кассовые сборы, администраторы не зря прозвали ее «мадам Вечный Аншлаг». Об огромном успехе Юрьевой писали «Известия». Она была участницей концертов  в Колонном зале Дома Союзов, Большом зале консерватории. Выступала в мюзик-холлах и много гастролировала по стране. Она была прекрасна, любима и знаменита. Кажется, ничто не предвещало беды.

И тут в советской печати появилась зловещая аббревиатура РАПМ — Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Эти музыканты взялись за создание массового революционного репертуара и выжигали каленым железом все,  что в музыкальном плане было пролетариату чуждо. Появились  первые критические статьи, осуждающие творчество многих представителей «легкого жанра». В 1925 году Изабелла Юрьева вышла замуж за Иосифа Аркадьева и они уехали в свадебное путешествие в Париж. Во французской столице супруги  наслаждались жизнью. Здесь родился их сын Володя. У ребенка оказался врожденный порок сердца.  В 1926 году супруги вернулись в Россию. Певицу сильно мучила ностальгия. Юрьева отказалась от приглашения в знаменитую «Олимпию» и от опеки богатых французских родственников мужа. После роскошной жизни в Париже она познакомилась с суровым советским бытом. В Москве им пришлось ютиться впятером в 16-метровой комнате. Вместе с ними жила ее сестра с супругом. Когда муж  певицы возглавил парфюмерный трест «ТЭЖЭ», им стало гораздо легче жить в бытовом плане, были улучшены жилищные условия. Изабелла Юрьева вновь начала готовиться к концертам. Чтобы создать ей максимальный комфорт, сына Володю отправили в Ленинград.  Мальчик вскоре умер, прожив чуть больше года. Аркадьев поехал на похороны один, жене он запретил  ехать вместе с ним. В этот ужасный день Юрьева должна была выступать  в мюзик-холле на Садовой. Она просила директора отменить концерт, но  получила циничный ответ, что публика ничего не должна знать. Личная жизнь актрисы ее не интересует. Вцепившись в спинку стула, Юрьева стояла на сцене и пела. Зрители, как всегда, рукоплескали. Артистка была сломлена. Муж настоял  на том, чтобы она хотя бы временно оставила эстраду. Дав на прощание грандиозный концерт  в Большом театре, Изабелла Юрьева сделала большой перерыв  в своем творчестве.


С ноября 1928 года она замолчала на долгих восемь лет.  И этот перерыв оказался весьма кстати. Именно в конце 20-х годов началась оголтелая травля  многих ярких и талантливых  исполнителей. Муж постарался превратить ее частную жизнь  в настоящую сказку. У супругов была прекрасная квартира, обставленная роскошной антикварной мебелью, великолепный старинный фарфор, кабинетный рояль «Мюльбах», на стенах подлинники Айвазовского и Сурикова. Супруг построил  двухэтажную дачу с шестью балконами и огромной террасой, где они прекрасно проводили летние месяцы.  Но Юрьева уже начала сильно скучать по сцене.

Иосифа Аркадьевича назначили директором Колонного зала Дома союзов. Для певицы это стало удачным поводом вернуться на эстраду. Снова были  аншлаги и грубая критика   со стороны представителей пролетарской культуры. Всенародно любимую певицу, высокого профессионала, поучали все кому не лень.

Вскоре началась война. Артистка выступала с концертами на вокзалах и мобилизационных пунктах. В составе фронтовой бригады выезжала  на Карельский фронт, в Сталинград. В блокадном Ленинграде Изабелла Юрьева дала 106 концертов. Эта  женщина оказалась удивительно храбрым человеком. Она не боялась обстрелов, пела в жуткие морозы, рискуя потерять голос.

После войны безоблачная для романса пора закончилась. В печати появились статьи, которые стали сигналом к очередной кампании по борьбе с «легким жанром».  «Королева романса» сопротивлялась, сколько могла, но в 1959 году вынуждена была распустить свой ансамбль. Певица еще выступала в сборных концертах, но ее имя все реже появлялось на афише. В 1965 году она дала свой последний концерт в Ленинградском театре эстрады. На сцене стояла прекрасная стройная женщина, безраздельно владеющая залом. Ее голос звучал великолепно. Певице хотелось, чтобы ее запомнили именно такой. Через несколько лет умер ее любимый  супруг.  Для Юрьевой это стало настоящей трагедией. Рухнул ее привычный мир. Теперь ее окружало страшное одиночество. Дни напролет она проводила в четырех стенах, рассматривая пожелтевшие фотографии и слушая старые записи. Казалось, что все ее забыли.


Но вдруг, в 70-е годы интерес к романсу снова оживился. Оказалось, что хороших исполнителей этого жанра не так много, а таких, как она – нет вообще. К Юрьевой стали приезжать журналисты и фотокорреспонденты, о ней стали снимать фильмы и передачи. Она испытала удивление и запоздалое торжество. В 1992 году она получила звание «Народной артистки». В год своего столетия певица  была награждена орденом « За заслуги перед Отечеством» IV степени. Она еще спела на сцене и в свои 95 и в 98. Чувствуя дыхание зала, певица преображалась и молодела на глазах. Ее удивительный  голос по-прежнему звучал. Публика слушала стоя. В 100 лет она уже спеть не смогла. Но когда она появилась на сцене, зрители устроили ей овацию  и не хотели отпускать. Это был ее последний триумф, ее личная победа, которую она заслужила своим прекрасным талантом и верностью жанру.

Изабелла Юрьева скончалась в январе 2000 года. Она была настоящей звездой в полном смысле этого слова. Яркая и пленительная, прекрасная и завораживающая. Она оставила свой неизгладимый след в нашей музыкальной культуре, оставаясь для многих поколений образцом высокого профессионализма и вкуса.

На встрече  в «Сударушке», посвященном  великой певице, звучал   ее божественный голос. В исполнении  Изабеллы Юрьевой прозвучали знаменитые и любимые многими романсы и песни. Эта встреча позволила  узнать  много интересного о жизни этой удивительной женщины.  Многие гости «Сударушки» благодарили за  возможность встретиться  со своей юностью и прекрасным искусством.


Людмила Рожкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *