Обзор книг, подаренных Музеем-библиотекой Н. Ф. Федорова

Фонд нашей библиотеки пополнился книгами, подаренными нам читателями, нашими гостями, библиотеками и музеями. Среди подарков хочу особо выделить книги, подаренные Музеем-библиотекой Н. Ф. Федорова.

Федоров, Николай Федорович Сочинения / Н. Ф. Федоров. — М. : Раритет, 1994. — 416 с. — (Библиотека духовного возрождения)

Семенова, Светлана Григорьевна. Тропами сердечной мысли : Этюды, фрагменты, отрывки из дневника / С. Г. Семенова. — М. : Издательский дом ПоРог, 2012. — 720 c.

Семенова, Светлана Григорьевна. «В усилии к будущему времени…» Николай Федоров мыслитель, библиотекарь, педагог / С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. – Рязань : РИПД, 2015.- 400 с.

Николай Федорович Федоров (1829-1903), философ, деятель библиотековедения, педагог-новатор, был фигурой поистине легендарной. Современники восхищались его синтетическим умом, уникальными энциклопедическими познаниями, подвижническим образом жизни. По своеобразной системе идей называли «Московским Сократом».

В течение 25 лет (с 1874 по 1898 гг.) проработал Федоров в библиотеке Московского Публичного и Румянцевского музеев (нынешняя Российская государственная библиотека), являясь духовным и нравственным средоточием всей ее деятельности. «Герой и подвижник в области книговедения», он был создателем целостной философии библиотечного и музейного дела, инициатором новых форм его ведения, выдвинул идею международного книгообмена. Особую актуальность сегодня обретает его концепция музейно-библиотечного самообразования, видения библиотеки как собирателя и хранителя наследия, навигатора в мире знания и культурной памяти и одновременно как площадки развития, исследования, творчества, духовного роста личности.

В каталожной библиотеке, где служил Федоров, собирались для бесед с мыслителем философы, ученые, деятели культуры. Здесь бывали Л. Толстой, В. Соловьев, А. Фет, В. Верещагин.

Н. Ф. Федоров ценил и любил Москву, ее исторические и духовные святыни, часто повторяя слова Александра III: «Москва – храм России, а Кремль – алтарь этого храма». Философ памяти, отечествоведения, он выступил с целым рядом инициатив, в области изучения и сохранения культурного наследия прошлого, многие из которых уже воплотились в жизнь.

Федоров вбросил в духовную почву России зерна космической мечты. Откликаясь на духовное вопрошание Гоголя «Русь, Русь?… Что пророчит сей необъятный простор?», он писал : «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига».

«Изумительным философом» назвал Федорова К. Э. Циолковский, в юности проходивший свои университеты самообразования под руководством «идеального библиотекаря». Большое внимание к личности Федорова и к его идеям проявляли В. Я. Брюсов и А. М. Горький. Прямой интерес Горького к учению Федорова отчетливо выражено в переписке конца 20-х годов с О. Д. Форш и М. М. Пришвиным.

Н. Ф. Федоров – автор «Философии общего дела». С этой работы начинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в ХХ веке именами таких крупных ученых и философов, как Н. А. Умов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский. Это направление, по-новому раскрывая задачи человека в мире, его ответственность за судьбы земли и Вселенной, обращено и к нашему, и к будущему времени. Философия Федорова, обосновавшая необходимость нового, сознательно управляемого этапа эволюции, регуляции стихийных, разрушительных сил в природе и самом человеке, открывает оптимистическую перспективу истории. Актуально звучат сегодня его мысли о нравственной ответственности науки, о примирении веры и знания в деле сохранения и приумножения жизни на земле.

Сфера действия и влияния идей Федорова не была ограничена космической философией и наукой. «Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников ХХ в., таких как В. Маяковский и Б. Пастернак, М. Горький и Н. Клюев, Н. Заболоцкий и А. Платонов, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина требований Федорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, выхода в космос, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями.

«Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…», — писал о мыслителе критик А. Л. Волынский в начале ХХ века.

Среди высказывавшихся в том же роде о философе были самые мощные умы и таланты, первые духовные авторитеты России: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев. Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский «прочел как бы за свои». Лев Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком», а Владимир Соловьев называл его «дорогим учителем и утешителем» и признавал учение Федорова ни больше, ни меньше, как «первым движением вперед человеческого духа по пути Христову».

Теперь в фонде нашей библиотеки вы можете найти две замечательные  новые книги Светланы Семеновой о жизни и деятельности Н. Ф. Федорова, а также найти его сочинения.

Елена Зорина, ведущий библиотекарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *