Вечер в «Чеховской гостиной» ко Дню смеха

Вечер эпиграммы состоялся в нашей библиотеке 2 апреля. А рассказала об истории русской и европейской эпиграммы Наталья Владимировна Боголюбова, хорошо известная  читателям, любителям поэзии, и всем тем, кто посещает литературные библиотечные вечера.

Эпигра́мма (с древнегреческого —  «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Наталья Владимировна погрузила нас в историю античной эпиграммы, дав прослушать беседу  на «Радио России», где она автор и участник.

В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях, сосудах и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (эпитафия).  В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт — о веселье на пиру. Расцветом эпиграммы  в римской литературе — сатирическое творчество Марциала (I век н. э.) К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения. Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI—XVII веков. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер и Ж. Б. Руссо во Франции, Г. Э. Лессинг в Германии, Дж. Оуэн в Великобритании, А. П. Сумароков в России). Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят Ж. де Лафонтена и П. Д. Э. Лебрена во Франции, Р. Бёрнса в Англии, Г. Гейне в Германии.

Так известна эпиграмма Бернса на некоего плохого поэта. Вот она в переводе Маршака:

О ты, кого поэзия изгнала,

Кто в нашей прозе места не нашел.

Ты слышишь крик поэта Марциала:

«Разбой! Грабеж! Меня он перевел!»

В России  эпиграммы писали  Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович на языке церкви, на латыни.  Сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов. Актеры 18 века оставили много эпиграмм, тем самым войдя в историю литературы, кто сейчас бы вспомнил актеров….

Пушкин много переводил эпиграмм с французского. А его друг Соболевский известен не только как  библиофил, но ещё и как автор блистательных эпиграмм.  Соболевскому  уже была посвящена программа в исполнении Натальи Владимировны в нашей библиотеке.

Считается, что эпиграмма —  это уже уходящий жанр поэзии. А Наталья Владимировна доказала,  что это не так.      Эпиграммы  вошли в сборники  поэзии « И долговечней царственное слово…» и «Поэты Истринской земли»,  составителем которых  является Наталья Владимировна.  Познакомиться со сборником можно в нашей библиотеке.  Сколько там замечательных современных эпиграмм!!! Действительно – короткий язвительный всплеск остроумия.   И  как известны их авторы! На вечере выступил замечательный автор современных эпиграмм, наш земляк   — Александр Васильевич Сазонов. Вот одна  из его эпиграмм:

Екатерине Капраловой

К Катерине нет вопросов

Микрофончик перед носом

Подойдет, кто к ней и ахнет

От неё эфиром пахнет.

Эпиграмма на самом деле написана в прямом эфире во время передачи.

Григорий Дмитриевич Гордусенко, много лет отдавший литературному труду, читал свои юмористические стихи, ведь день смеха.

Наталья Владимировна Боголюбова пела романсы в лучших традициях салонов, как всегда в сопровождении замечательной пианистки – Елены Гореловой.  «Ночь светла…», романс «Нежность» на стихи Стефана Цвейга, «Темно-вишневая шаль», романсы  на стихи советских композиторов  «Снегопад», «Очарована, околдована»…

Вспоминали лучших  эпиграммистов  современности Терехова Георгия Карповича, автора текстов для выступлений Галкина, Петросяна, Винокура и других сатириков, Игоря Губермана, автора «гариков».

Вечер прошел интересно и  содержательно.

Заведующая методико-библиографическим отделом Вера Королевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *