Гоголь Н.В.

«Загадочный Гоголь»

Обзор книг о жизни и творчестве к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка. Детство писателя прошло в родительском имении Василевка (Яновщина) на Украине, в краю, овеянном легендами, поверьями, преданьями. Рядом находилась известная ныне всему миру Диканька.

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, писал украинские комедии, которые с успехом ставились в местном театре. Поэтическая стихия народной жизни, литературно-театральная среда очень рано развили в мальчике страсть к сочинительству. Окончив в 1828 году Нежинскую гимназию, Гоголь едет в Петербург, мечтая о юридической карьере.

В конце 1829 года он определяется в департамент уделов, но государственная служба вызвала у Гоголя глубокое разочарование, позже он становится преподавателем истории в Патриотическом институте. Первую большую славу принесли Гоголю «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые он публикует в 1831 – 1832 годах. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В это время он пишет повести, составившие два последующих его сборника – «Миргород» и «Арабески». Осенью 1835 года Гоголь принимается за создание «Ревизора», сюжет которого был подсказан ему Пушкиным, а уже 18 января 1836 года читает комедию у Жуковского в присутствии самого Пушкина: премьера пьесы состоялась на сцене петербургского Александринского театра в том же году. В июле 1836 года Гоголь уезжает за границу, где продолжает работать над «Мертвыми душами», начатыми еще в Петербурге. В мае 1842 года «Мертвые души» вышли в свет и вызвали небывалое возбуждение в читательских кругах, и в критике – от самых возвышенных похвал до обвинений в клевете на действительность. С 1842 года Гоголь работает над вторым томом «Мертвых душ», где пытается дать позитивную картину русской жизни. 7 февраля 1852 года Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись поэмы (в неполном виде сохранились пять черновых глав). 21 февраля (4 марта) Гоголь умер.

Творчество Н.В. Гоголя всегда волновало и притягивало читателей и критиков, ученых и религиозных мыслителей, никого не оставляя равнодушным. Оно (творчество) и теперь рождает споры, ведет к столкновению мнений. Слова «таинственный», «загадочный», «непостижимый» сопровождают писателя на протяжении двух столетий. Тайна жизни и тайна смерти Н.В. Гоголя будоражат воображение уже не одного поколения. Русский философ и критик Николай Бердяев назвал Гоголя «самой загадочной фигурой в русской литературе».

Настоящий обзор посвящен наиболее интересным, на наш взгляд, книгам, посвященным жизни и творчеству Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь: Загадка третьего тысячелетия: Первые гоголевские чтения: Сб. докл. / Правительство Москвы. Ком. по культуре Москвы. Гор. б-ка №2 им. Н.В. Гоголя; Под общ. ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2002

В связи с юбилейными датами (2002 год – 150 лет со дня смерти, 2009 год – 200 лет со дня рождения) внимание к личности и творчеству Н.В. Гоголя необычайно возросло. Назрела необходимость разработки новых идей в гоголеведении. И первые гоголевские чтения, состоявшиеся в Москве 2 – 4 апреля 2001 года, выявили самый широкий спектр таких разработок. Чтения были проведены по инициативе Городской библиотеки № 2 им. Н.В. Гоголя, которая ныне находится в мемориальном доме, где прошли последние годы жизни писателя. Результатом этих чтений и стал настоящий сборник. Среди авторов сборника – известные исследователи творчества Н.В. Гоголя из Москвы, Петербурга, других городов России. Стремясь как можно шире представить весь спектр проблем современного гоголеведения, организаторы пригласили для участия в чтениях не только филологов, но и философов, искусствоведов, музейщиков. Каждый участник конференции внес что-то новое в осмысление гоголевских проблем. Докладчики касались таких вопросов как реальные основы гоголевских сюжетов, отражение детского опыта писателя в его мистических произведениях, психическое здоровее Н.В. Гоголя, характерные особенности его литературного языка и т.д. Общим для всех выступлений явилось сочетание научной объективности и личного восприятия творчества классика.

Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников/ Вступ. ст. И.П. Золотусского; подгот. текста и примеч. Э.Л. Безносова. – М.: Моск. рабочий, 1990

Русский писатель Викентий Викентьевич Вересаев автор повестей об исканиях интеллигенции на рубеже 19-20 вв.: «Без дороги», «Записки врача», критико-философских произведений о Ф. М. Достоевском, Л. А. Толстом, документальных работ об А. С. Пушкине («Пушкин в жизни», «Спутники Пушкина»). Лауреат Государственной премии СССР. Книга «Гоголь в жизни» аналогична другой широко известной работе В. Вересаева – «Пушкин в жизни». Издание 1933 года приводится без сокращений, сохраняется общая композиция книги. Мемуарно-эпистолярный материал, связанный с Н.В. Гоголем, В. Вересаев использовал в соответствии с концепцией, которая выразилась в самом заглавии книги – «Гоголь в жизни». В связи с этим каждый раздел книги посвящен определенному периоду жизни Н.В. Гоголя и сопровождается пояснительными заметками, в которых акцент сделан на творческой, а не на житейской биографии писателя. Прочитанные «насквозь», эти заметки являются связным и цельным рассказом о Н.В. Гоголе. Книга представляет систематический свод свидетельств самого Гоголя и его современников о Гоголе, каким он был в жизни – об его поступках, настроениях, переживаниях, высказываниях, характере, привычках, радостях, невзгодах, наружности, одежде, об его окружении – обо всем, что рисует человека, каким он был в действительности. В книге не ни одного слова от автора. Автору принадлежат только предисловие, сноски к страницам, комментарии. Вересаев лишь монтирует показания истории, составляет их в сюжет, в фабулу, которая читается как фабула романа. Вересаев подошел к жизни Н.В. Гоголя как ученый, но он подошел к ней и как писатель. Вот почему его книга, являясь «сводом свидетельств», есть одновременно и создание творческого воображения Вересаева, привнесшего в этот свод любовь к Гоголю. Вересаев донес до нас дыхание Гоголя. Ни один будущий исследователь Н.В. Гоголя не пройдет мимо этой книги, не поклонившись ей, ее автору, его труду, капитальности которого может позавидовать любой современный ученый.

«Тот, кто захочет прочесть душу Гоголя, может быть, и не насытится этой книгой, но тот, кто захочет понять, из чего ткалась эта душа, из какой тканной материи составлялось ее существо, будет благодарен В. Вересаеву» (И.П. Золотусский, автор вступительной статьи к книге В. Вересаева)


Гарин И.И. Загадочный Гоголь. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб, 2000

Автор книг о Тютчеве, Соловьеве, Данте, Шекспире, Джойсе – русский писатель и философ И.И. Гарин «давно вынашивал мысль написать портрет гения с разных перспектив, позиций, точек зрения, ибо истина может быть только такой – многопозиционной, неисчерпаемой, бесконечной». Свою книгу он (И.И. Гарин) противопоставляет книге В. Вересаева «Гоголь в жизни» (см. выше): «У В.В. Вересаева отсутствует авторская речь и отсутствует элемент аналитичности, дискурсивности, углубленности, нет собственной позиции, а книга о Гоголе должна быть субъективной, предвзятой, тенденциозной – такой, каким был сам Гоголь…». В чем же загадки Гоголя? Это вся его жизнь! Его постоянные бегства, метания по миру, самоотказы, сожжения произведений, таинственная любовь, странная дружба, не проясненная до конца связь с религиозными конфессиями, история второго тома «Мертвых душ», не диагностируемые болезни и, наконец, ужасная смерть… Загадочна личность великого писателя, удивительно его отношение к собственной стране, простирающееся от чудесных видений мчащейся тройки-птицы до омерзительных «харь и рож». Но самое загадочное – это творчество Гоголя, имеющее бессчетное количество интерпретаций, отличающихся тем, что почти все они – даже самые взаимоисключающие – верны. Автор не претендует на разгадки этих и многих других загадок Гоголя. Задача его иная – дать слово самому Гоголю, толкователям Гоголя и, конечно же, высказаться самому: сказать о том, что еще совсем недавно было скрыто. «Я предоставляю слово ВСЕМ – прогрессистам и реакционерам, западникам и славянофилам, правым и левым, своим и чужим, современникам и потомкам, предтечам и последователям. Хотя и при таком подходе загадки Гоголя останутся неразгаданными, ибо главные загадки ушли в вечность вместе с уходом в вечность самого Гоголя, мне представляются важными не разгадки, а попытки. Потому что жизнь человека, в том числе гениального, – это только попытка, но эта попытка – ВСЕ».


Золотусский И.П. Гоголь. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мол. гвардия, 1984.

Игорь Петрович Золотусский – член президентского совета Международной ассоциации «Мир культуры», автор книг о русской литературе, один из самых известных гоголеведов нашей страны. И.П. Золотусский сотрудничал как критик с «Литературной газетой» и многочисленными литературными журналами, печатался также как прозаик. В 2005 году стал председателем только что созданного Гоголевского фонда, который ставит своей главной задачей создание музея Гоголя в Москве.

Настоящая книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Выход книги был приурочен к 175-й годовщине со дня рождения Н.В. Гоголя. Автор этой книги (И.П. Золотусский) рассматривает Н.В. Гоголя не только как писателя, но и как мыслителя, в судьбе которого отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Автор использует малоизвестные материалы о Гоголе, опирается на документы, черновики и рукописи писателя, а также на неизданную переписку его современников. Во второе, исправленное и дополненное, издание вошла новая глава «Русский апофеоз» (о повести «Тарас Бульба»), значительной доработке подвергнуты другие главы.

Чиж В.Ф. Болезнь Н.В. Гоголя: Записки психиатра / сост. Н. Унанянц. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб; Республика, 2002

Видный российский психиатр к. XIX – н. XX вв. Владимир Федорович Чиж известен не только как опытный клиницист и преподаватель, но и как талантливый публицист, автор психологических портретов выдающихся литераторов, политических деятелей, очерков о патологических явлениях человеческой психики. Он автор большого количества научных трудов, монографий, учебника по психиатрии; работы Чижа публиковались в самых известных научных журналах, как российских, так и зарубежных. Он первый из психиатров подверг анализу жизнь и деятельность многих известных лиц: Пушкина, Аракчеева, Павла I, Тургенева, Ницше и др. В настоящую книгу включены работы не только о болезни Н.В. Гоголя и ее влиянии на творчество писателя, но и об отражении сложных психических переживаний И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского в их произведениях, об «идеале душевного здоровья» А.С. Пушкине, а также опубликован очерк о немецком мыслителе Ф. Ницше, мировоззрение которого трудно понять вне связи с его психическим состоянием. Вот как сам В.Ф. Чиж объясняет причину своего обращения к психическому состоянию Н.В. Гоголя: «Громадное влияние произведений Гоголя на развитие всего нашего просвещения положительно обязывает русского психиатра объяснить с психиатрической точки зрения жизнь Гоголя, чтобы правильно осветить нравственный облик нашего великого сатирика, дать правильное объяснение причины тех его поступков, которые вызвали негодование лучших его современников». В.Ф. Чиж выделяет три обстоятельства, которые могли оказать влияние на здоровье Гоголя: первое – это болезнь Василия Афанасьевича Гоголя (отца писателя), второе – нервность Марьи Ивановны Гоголь (матери писателя), третье – ее молодость, когда она родила своего знаменитого сына. Хотя за время, прошедшее с момента публикации очерков, появилось немало новых исследований на аналогичную тему и ряд высказанных автором предположений подверглись корректировке, произведения В.Ф. Чижа продолжают оставаться полезным, познавательным и увлекательным чтением для широкого круга читателей.


Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007

Автор книги – Борис Соколов – доктор филологических наук, кандидат исторических наук, до сентября 2008 года был профессором кафедры социальной антропологии Российского Государственного социального университета. Он автор более 50 книг по отечественной истории и филологии, в том числе и бестселлера «Расшифрованный Булгаков». Данная книга «Расшифрованный Гоголь» продолжает серию книг «Расшифрованная литература». Итак, в этой книге Борис Соколов раскрывает тайны главных гоголевских произведений, наиболее известных в России и в мире – это «Мертвые души», «Ревизор», «Тарас Бульба» и «Вий». Повесть «Вий» считается одним из основополагающих произведений в литературе ужасов (horror). «Тарас Бульба» сыграл важную роль в становлении украинского национального самосознания, а его главный герой до сих пор и в России, и на Украине почитается образцом героя, настоящего степного рыцаря, защитника православной веры. «Ревизор» получил мировое признание, и до сих пор эта пьеса не сходит со сцены, причем не только в нашей стране, поскольку вскрытые ей пороки никуда не делись и ее содержание остается актуальным не только для России. Наконец, «Мертвые души», вершинное произведение писателя, великая поэма в прозе, дала нам столько бессмертных художественных типов, столь часто встречающихся в нашей реальной жизни, что имена героев стали нарицательными. В этой книге читатель найдет ответы на такие вопросы как:

– Как соотносятся образы «Вия» с мировой демонологической традицией?

– Что в повести «Тарас Бульба» соответствует исторической правде, а что является художественным вымыслом?

– Какова инфернальная подоснова «Ревизора» и «Мертвых душ» и кто из известных современников Гоголя послужил прототипами героев этих произведений?

– О чем хотел написать Гоголь во втором томе «Мертвых душ» и почему он не смог закончить свое великое произведение? Возможно, он предвидел судьбу России?

На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в книге «Расшифрованный Гоголь».

Обзор подготовила библиотекарь читального зала

Кларк Алевтина Николаевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *