Звоните: +7-498-315-19-81 Пишите: istr_cbs@mosreg.ru Заходите: МО, г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 49

Библиотеки Истринской централизованной библиотечной системы

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Сурков А.А.

«Бьется в тесной печурке огонь»

К 110-летию со дня рождения советского поэта АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУРКОВА посвящается 68 годовщине освобождения города Истра от немецко-фашистских захватчиков

13 октября 1899 года родился Алексей Александрович Сурков, русский советский поэт, автор стихов, ставших народными песнями: «Бьется в тесной печурке огонь», «Конармейская» и других. Он любил называть себя «ровесником века». И он действительно прошел с XX веком большую часть исторического пути, в чем-то отразив его, в чем-то сам став его отражением. Вот почему поэзия и судьба Суркова представляют интерес не только как литературный факт, но и как социально-психологический феномен своего времени.

А. А. Сурков родился в деревне Середнево Ярославской губернии в семье бедного крестьянина. 12-летним подростком он отправился «в люди» в Петербург. Там он встретил и революцию, и Гражданскую войну, во время которой сражался на стороне красных. После демобилизации Алексей сначала посвятил себя работе на комсомольском и партийном фронтах, и только потом занялся литературной деятельностью. Вначале — в качестве редактора комсомольской газеты. Печататься он начал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом «А. Гутуевский». По окончании гражданской войны вернулся в деревню. Работал в волисполкоме, селькором в уездной газете. Впоследствии был на комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле. В 1925 году вступил в ВКП(б), с 1926 по 1928 год редактировал губернскую газету «Северный комсомолец» (ныне ярославская областная газета «Юность»). Во второй половине 20-х годов переехал в Москву и развил там (в Москве) активную общественно-литературную деятельность. В 1928 году был избран в руководство РАПП, часто выступал на литературных форумах с утверждением особого социалистического гуманизма (на Первом съезде писателей, на Пленуме Союза Писателей и др.). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности ЛОКАФа (Литературное объединение Красной Армии и Флота).

Окончив в 1934 году факультет литературы в Институте красной профессуры, Алексей Сурков начал работать в журнале «Литературная учеба», основанном М. Горьким, а после смерти ведущего пролетарского писателя заменил его на посту главного редактора. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Как военный корреспондент с 1938 по 1945 г. Сурков участвует и в операциях на Западном фронте (Белоруссия), и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газет «Красноармейская правда» и «Красная Звезда»; Писатель отшагал километры фронтовых дорог, наравне с солдатами испытывая на себе все тяготы и лишения. Это ему посвятил Константин Симонов одно из своих стихотворений:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.

В 1946 году поэт был удостоен Сталинской премии. Сурков А.А. был членом Советского комитета защиты мира, ответственным редактором «Литературной газеты» (1944-1946) и журнала «Огонек» (1945-1953), секретарем правления Союза Писателей СССР (1949), в 1953-1959 – первый секретарь, депутатом Верховного Совета СССР и Верховного совета РСФСР, членом Центральной Ревизионной комиссии КПСС (1956-1966).

С 1962 года Сурков стал главным редактором «Краткой литературной энциклопедии», был членом редколлегии «Библиотеки поэта», в 50-х годах – ректор Литературного института им. А.М. Горького. В 1969 году ему — одному из первых — присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Он прожил долгую жизнь и скончался 14 июня 1983 года.

А.А. Сурков был, что называется, «общественным человеком»: он не мыслил себя вне людей, вне активной жизни. То же самое можно сказать и о его творчестве, хотя поэзии была посвящена только часть его жизни, возможно, наиболее важная. Наряду со стихами он обращался к людям в своих полемических статьях, заметках, исследованиях, неизменно горячих, убеждая, нападая, отстаивая свою точку зрения. А поэзия – это был задушевный, искренний разговор от сердца к сердцу с читателем. О чем? О людях, событиях, о справедливости, о верности, о прошлом и будущем, о природе, о Родине. А ему, воевавшему на четырех войнах, было ЧТО сказать людям.

За свою творческую жизнь Сурков выпустил больше 20-ти только поэтических сборников. Первые стихи Суркова были напечатаны в 1918 в петроградской «Красной газете», но подлинным началом своей поэтической деятельности он считал 1930 год, когда вышел первый сборник стихов «Запев». Основной художественный принцип Суркова воплощен в стихотворении «Герой». Если его предшественниками (Н. Тихоновым, М. Светловым, Э. Багрицким) боец революции рисовался в романтическом освещении, то Сурков подчеркивает будничность своего героя. Но начисто лишенный экзотики «безымянный гвардеец восставшего класса» тем не менее монументален: он «плечом подпирал боевую эпоху».

И совсем не беда, что густая романтика
Не жила в этом жестком, натруженном теле.
Он мне дорог от сердца до красного бантика,
До помятой звезды на армейской шинели.

В стихах 30-х гг., вошедших в сборники — «Ровесники» (1932), «Родина мужественных» (1935), «Путем песни» (1937), «Так мы росли» (1940) и мн. др., продолжался рассказ о таких людях. Это кронштадтский минер Синица, напутствующий в предсмертном слове бойцов «в последний поход» (стихотворение «Смерть минера Синицы»); это комиссар, бывший путиловский слесарь, поднимающий матросов в ночную атаку («Агитатор»); это командир отряда, где «мастера войны и мира, полководцы-батраки» («Командир Исаев»).

О роли повествователя в таких стихах точно сказал близкий Суркову по художественной манере поэт Н. Дементьев: «Он присутствует в своих стихах и как действующее лицо. Это он утешает минера Синицу. Он пишет письмо вдове убитого бойца. Путиловский парень называет его Алешей».

Читая стихи молодого Алексея Суркова, особенно его военные циклы, можно видеть какая у него сильная, энергичная строка, наполненная воздухом революционной романтики. Он прекрасно чувствовал новую языковую стихию. Но главное его качество – это нефальшивый лирический голос и свободная, по высшему счету, поэтическая интонация.

В 30-е гг. создается жанр массовой песни. Вклад Суркова в песенную летопись нашего Отечества весом и значим. Особенно в том, что было им создано в песне с начала 30-х годов. Он и вошел-то в поэзию с книгой стихов «Запев». Характерная черта произведений, вошедших в этот и последующие его сборники – их песенный склад. Свою четвертую книгу, итожащую его творчество, поэт так и назвал – «Путь песни». Завершал довоенный этап активной работы Суркова в жанре песенной поэзии его «Песенник», изданный в 1938 году. В него вошло около 80 песен. Большинство из них ко времени опубликования уже положили на музыку композиторы Д. Васильев-Буглай, М. Коваль, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Давиденко, З. Компанеец, Б. Шехтер, А. Александров, Л. Книппер, братья Дан. и Дм. Покрасс и др. Авторы музыки этих песен сочиняли их, как правило, на стихи, опубликованные Сурковым в газетах и журналах, и поэтому на одни и те же поэтические тексты нередко рождались несколько мелодических версий. О существовании многих из них поэт даже и не подозревал (например, «Весточка», «Походная», «Боевая краснофлотская» и др.). Народ отобрал, распел и подхватил лучшие из них, и они стали подлинно массовыми: «Конармейская» («По военной дороге») и «Терская походная» («То не тучи – грозовые облака») братьев Покрасс, «На просторах Родины чудесной» М. Блантера, «Три разведчика» («Не трава под ветром клонится») Л. Книппера.

Как справедливо отмечал исследователь творчества поэта М. Пархоменко: «Секрет исключительной доходчивости песен Суркова – в их фабульности и драматизме. Почти каждая песня Суркова – это небольшой рассказ, повествование о событиях, исполненных движения, драматической напряженности и яркости чувств. Часто встречаются народная символика, родство образов с образами народных песен, свойственные народной песне композиционные приемы (например, зачин или запев, повторы) – все это тем более делает включение многих песен в народный песенный репертуар вполне закономерным».

И Великую Отечественную войну Сурков начал с создания песни – «Песни смелых» с ее заклинательным рефреном:

Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Это было создано по зову сердца. Под стихотворением стоит красноречивая дата – 22 июня 1941 года. Одновременно с песнями Сурков пишет и множество стихотворений. Быт военной жизни он отразил в сборниках: «Фронтовая тетрадь» (1941), «Декабрь под Москвой» (1942), «Дороги ведут на Запад» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Россия карающая» (1944), «Я пою победу» (1946).

Сурков сумел проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя, порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Суровость тона, скупость красок сплавлены в стихотворениях этого периода с высоким лиризмом.

Жанр произведений Суркова этих лет не случайно определяют как лирическая хроника: с одной стороны, видно стремление автора к хронологической точности, с другой – к лирической проникновенности. Среди таких стихов выделяются «Лес притаился, безмолвен и строг…», «Человек склонился над водой…», где поэт воплощается в своего героя и передает движения его души. Или стихотворение «Бессмертие», повествующее об угасании смертельно раненного солдата (его поэт сравнивает с гаснущей свечой) и завершающееся обращением к умирающему:

И весь в свеченье небосвод высокий.
И степь под снегом празднично светла.
Ты слышишь? В травах оживают соки
От каждой капли твоего тепла.

Сурков принимал также участие в создании стихотворных фельетонов о смелых, удачливых русских бойцах Васе Гранаткине (армейская газета «Героический поход», 1939—40) и Грише Танкине (газета Западного фронта «Красноармейская правда», 1941—42), написал книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле» (1944) и др.

В послевоенные годы А.А. Сурков много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Видел и Иран, и Англию, и Китай, и Индию… На основе впечатлений от поездок создает книги «Миру – мир»(1950), «Восток и Запад»(1957), «Песни о человечестве»(1961), «Что такое счастье?»(1969).

В жанре литературной критики он написал ряд статей, составивших книгу «Голоса времени».

Заметки на полях истории литературы. 1934 — 1965″ (1965). Переводил с украинского, белорусского, венгерского, урду и других языков.

Во время Великой отечественной войны советские бойцы, отдыхая в землянках в перерывах между боями, вспоминали своих близких, с которыми их разлучила война. Сидя на промерзлой земле, они грелись у огня и тихонько напевали:

Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
… Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага…

Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной. Далеко не все, певшие её, знали, кто был автором слов… Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению, положенному на музыку, все равно вошел бы в историю поэзии — как автор текста одной из самых известных военных песен.

Песня родилась в деревне Кашино Истринского района. Землянка находилась на усадьбе Аграфены Осиповны Кузнецовой. Михаил Михайлович Кузнецов, строивший землянку, рассказывал: «Когда началась война, мне и 18 лет не было. Я и братишка Вовка жили вместе с матерью в деревне Кашино. С приближением фронта к Истре мы решили построить землянку, чтобы можно было спасаться от бомбежек. Копали мы ее у дома в своем огороде. Когда котлован был готов, бревнами и старыми досками настелили потолок. Верх закрыли соломой и засыпали землей. А как наступили холода, поставили в землянке чугунную печурку…».

Капитан Сурков, корреспондент «Красноармейской правды», в одну из своих поездок на фронт побывал в 258-м стрелковом полку, которым командовал подполковник Суханов. Полк вел бой под Истрой. Спустя 30 лет поэт вспоминал: «Под впечатлением тех военных лет я написал самое теплое из моих – «В землянке». Написал я его у себя в редакции, а в сердце мне она пришла в д. Кашино. После того, как немцы просочились в деревню и от Дарны отрезали наш тыл, мы собрались все в землянке. Немцы заняли уже все ближайшие избы и били из автоматов как раз по тому самому пятачку, где в землянке находилась группа офицеров при командном пункте Суханова. Тогда начальник штаба подполз к этим домам и забросал их гранатами. Автоматная стрельба прекратилась. Уже темнело. Это позволило находившимся в землянке выбраться из нее и уйти». Стихотворение было положено композитором Листовым на музыку. «Я думал, – говорил позднее Сурков, – кончится война, и песня кончится. Но оказалось, что ее поют и слушают…». А братья, построившие землянку, 30 лет и не подозревали, что в ней родилась знаменитая песня. До наших дней землянка не сохранилась. На ее месте установлен памятный знак. В 1975 году Юрий Васильевич Щеглов изготовил макет землянки, который можно видеть в Ленинско-Снегиревском музее.

Обзор подготовила библиотекарь читального зала

Кларк Алевтина Николаевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
WordPress Lessons