Литературная мозаика

Римма Казакова

Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года.Свои детские годы Римма Казакова провела, преимущественно, на территории Беларуси, в том числе непростое военное время, а затем ее семейство переехало в Ленинград. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет (на исторический факультет), и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток.

Отправившись работать по распределению, Римма Федоровна трудилась в Хабаровском окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда поэтесса жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году был опубликован первый сборник ее стихов, получивший название «Встретимся на Востоке».

Желая усовершенствовать свой стиль, поэтесса поступила на высшие литературные курсы, работавшие при Союзе писателей СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С тех пор поэтесса опубликовала большое количество стихов, издала многочисленные сборники, перевела немало произведений с языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а также написала ряд стихотворений к известным на всю страну песням.

По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как «Из кубинского дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне туман», «Под чужими небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские страницы», «Митинг в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие.

Но, пожалуй, наиболее известным является ее творчество о любви, дружбе, верности, материнстве и других «вечных темах». Будучи мудрым и открытым человеком, Казакова умела очень чувственно и пронзительно написать о силе добра, о любви мужчины и женщины, о любви матери к ребенку и даже о любви к родине, хотя идейной коммунисткой Римма Федоровна никогда не была. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой», «Помпея», «Я – остров…» — вот названия лишь немногих из таких стихотворений.

В 90-х годах Римма Казакова стала все больше лирики посвящать социальным вопросам. Так появился сборник «Наугад», в котором собраны стихотворные рассуждения поэтессы о современной жизни, об актуальном состоянии общества в целом и каждого человека в частности, о настроениях и идеях, бытующих в народе. Непростое время после распада СССР Римма Федоровна описывала порой даже резковато, с использованием очень контрастных метафор, но именно так поэтессе удавалось передать свое отношение к происходящему.

Поэтесса стала автором текстов для многих популярных на советском и постсоветском пространстве песен: «Ты меня любишь», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Нет пути назад», «Игра», «Ариадна», «Поздняя женщина» и многих других.

Ее стихи были положены на музыку таких композиторов, как Игорь Крутой, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Владимир Матецкий, Андрей Савченко.

Римма Федоровна Казакова ушла в мир иной 19 мая 2008 года, на тот момент поэтессе было 77 лет. Она скончалась в санатории села Юдино из-за острой сердечной недостаточности. Писательницу похоронили на столичном Ваганьковском кладбище.

За годы своей жизни Римма Казакова была удостоена многих наград и званий: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, Трудового Красного знамени и др.

ЛЮБИТЬ РОССИЮ НЕЛЕГКО…

Любить Россию нелегко,

она — в ухабах и траншеях

и в запахах боев прошедших,

как там война ни далеко.

 

Но, хоть воздастся, может быть,

любовью за любовь едва ли,

безмерная, как эти дали,

не устает душа любить.

 

Страна, как истина, одна,-

она не станет посторонней,

и благостней, и проторенней,

тебе дорога не нужна.

 

И затеряться страха нет,

как незаметная песчинка,

в глубинке города, починка,

села, разъезда, верст и лет.

 

Отчизны мед и молоко

любую горечь пересилят.

И сладостно — любить Россию,

хотя любить и нелегко.

 

БУДЕТ ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА…

Будет дальняя дорога,

то в рассвет, а то в закат.

Будет давняя тревога —

и по картам, и без карт.

 

Юность, парусник счастливый,

не простившись до конца,

то в приливы, то в отливы

тянет зрелые сердца.

 

Нет, не строки — дарованье

и природы, и судьбы,-

этих смут очарованье,

опьянение борьбы.

 

Не оплатишь это небо,

где — с орлами в унисон —

чувствуешь, как грозно, нервно

пахнет порохом озон…

 

БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ — ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?..

Быть женщиной — что это значит?

Какою тайною владеть?

Вот женщина. Но ты незрячий.

Тебе ее не разглядеть.

Вот женщина. Но ты незрячий.

Ни в чем не виноват, незряч!

А женщина себя назначит,

как хворому лекарство — врач.

И если женщина приходит,

себе единственно верна,

она приходит — как проходит

чума, блокада и война.

И если женщина приходит

и о себе заводит речь,

она, как провод, ток проводит,

чтоб над тобою свет зажечь.

И если женщина приходит,

чтоб оторвать тебя от дел,

она тебя к тебе приводит.

О, как ты этого хотел!

Но если женщина уходит,

побито голову неся,

то все равно с собой уводит

бесповоротно все и вся.

И ты, тот, истинный, тот, лучший,

ты тоже — там, в том далеке,

зажат, как бесполезный ключик,

в ее печальном кулачке.

Она в улыбку слезы спрячет,

переиначит правду в ложь…

Как счастлив ты, что ты незрячий

и что потери не поймешь.

 

ИЗ ПЕРВЫХ КНИГ, ИЗ ПЕРВЫХ КНИГ…

Из первых книг, из первых книг,

которых позабыть не смею,

училась думать напрямик

и по-другому не сумею.

 

Из первых рук, из первых рук

я получила жизнь, как глобус,

где круг зачеркивает круг

и рядом с тишиною — пропасть.

 

Из первых губ, из первых губ

я поняла любви всесильность.

Был кто-то груб, а кто-то глуп,

но я — не с ними, с ней носилась!

 

Как скрытый смысл, как хитрый лаз.

как зверь, что взаперти томится,

во всем таится Первый Раз —

и в нас до времени таится.

 

Но хоть чуть-чуть очнется вдруг,

живем — как истинно живые:

из первых книг, из первых рук,

из самых первых губ, впервые.

 

Леонид Филатов


24 декабря — 70  лет  со  дня  рождения  Леонида  Алексеевича ФИЛАТОВА (1946-2003),  актера, сценариста, поэта.

Леонид Алексеевич Филатов (24 декабря 1946, Казань, РСФСР, СССР — 26 октября 2003, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий, Народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственной премии РФ в области кино и телевидения и премии «Триумф».

Он стал знаменитым еще в 70-х, когда начал читать с подмостков пародии на маститых поэтов эпохи: Рождественского, Михалкова, Вознесенсого. После «Экипажа» он стал кумиром, секс-символом. Сам актер относился к этому с иронией, отшучиваясь словами Жванецкого: «Худой, злой, больной — но какова страна, таков и секс-символ…».

Со времени учёбы Филатов занимался литературным творчеством, писал стихи, пародии на известных советских поэтов. Всего им было написано три пародийных цикла: вариации на тему сказки Корнея Чуковского «Муха-цокотуха» (пародии на Булата Окуджаву, Бориса Слуцкого, Юрия Левитанского); вариации на тему мультфильма «Ну, погоди!»  (пародии  на Беллу Ахмадулину, Давида Самойлова, Юлию Друнину, Андрея Вознесенского); цикл пародий «Таганка75», посвящённых театру на Таганке (пародии на Евгения Евтушенко, Расула Гамзатова, Роберта Рождественского,  Беллу  Ахмадулину, Андрея Вознесенского и Сергея Михалкова.

Были изданы его книги «Про Федота–стрельца, удалого молодца»,  «Большая  любовь  Робина  Гуда»,  «Любовь  к  трём апельсинам», «Лисистрата», «Театр Леонида Филатова», «Я — человек театральный», «Сукины дети».

Особенно плодотворным на литературные произведения было последнее десятилетие его жизни. Из-под пера Филатова вышли новые стихи, песни, пьесы и даже литературные пародии. В предисловии к сборнику его стихов «Уважайте удачу» Володиным было писано: «Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи… и, кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях… Но оказывается — нет: вот еще о себе и еще — о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает — и печальное и мудрое, — на радость нам. И все же — он не разный в своих дарованиях. Он — единое явление».

26 октября 2003 года Леонида Алексеевича не стало. Ему было всего 56 лет. Мы знаем, помним и любим Филатова-артиста, актера, режиссера Филатова -телеведущего. Но мало знаем Филатова-писателя, Филатова-человека… Тонкий юмор и ирония не могли не сопутствовать ему не только в творчестве, но и в жизни:

Артисты разные бывают

Когда Леонид Филатов приехал в Москву поступать на режиссерский факультет ВГИКа, то с удивлением узнал, что вступительные экзамены будут только в августе, а денег у молодого абитуриента было только на полмесяца. Кто-то из новых знакомых посоветовал поступать на артиста. Филатов в ужасе воскликнул: «Какой из меня артист с таким лицом?» — «Артисты разные бывают». После этого Леонид спросил: «Где учатся Никита Михалков и Настя Вертинская?» Ему ответили: «В Щукинском». Туда он и поступил.

Высокая драматургия

Леонид Филатов с детства любил писать. В театральном училище он писал пьесы из западной жизни, а подписывался псевдонимами Чезаре Джаватини, Ля Биш… Однажды он написал пьесу «Процесс», а имя я поставил — Артур Миллер. И вот на занятиях по мастерству, которое вел ректор Борис Захава, «Процесс» получает все плюсы, и он говорит: «Вот видите, когда берете высокую драматургию, все получается хорошо». На что Борис Галкин выкрикнул: «А это Леня Филатов написал!» Борис Евгеньевич побагровел — и перестал общаться с Филатовым. Проходил мимо, как крейсер, не замечая.

Шутка

Как и все молодые люди, студенты актерских училищ очень любили различные розыгрыши. Об одном из них вспоминает Леонид Филатов: «Мы зашли на женский этаж, связали ручки дверей, расположенных друг против друга, постучали и, отбежав, стали наблюдать, как девчонки подняли страшный визг. Хохоча, мы убрались к себе, а уже утром предстали перед студсоветом. Каким-то образом нас вычислили. Или просто продал кто? Потом выяснилось, что в одной из комнат жила болгарка, причем беременная. Нас выгнали из общежития, и одно время мы обосновались на улице Герцена, в бывшей конюшне. Это было жилье на троих: Вовка Качан, Борька Галкин и я.»

Благополучная катастрофа

Фильм «Экипаж», в котором Леонид Филатов исполнил одну из главных ролей, был задуман режиссером А.Миттой и сценаристами Ю.Дунским и В.Фридом, как фильм-катастрофа. Тогда подобного рода проекты нужно было согласовывать в соответствующих министерствах и ведомствах, и в Министерстве гражданской авиации, проанализировав возможные последствия от показа крушения пассажирского лайнера, пришли к выводу, что, во-первых, самолет не должен разбиться из-за технической неисправности, во-вторых, летчики не должны быть виноваты, а в-третьих, на борту не должна взорваться бомба террориста… В общем, задача трудная, но создатели фильма вывернулись очень ловко — придумали землятресение и извержение вулкана. Самолет взлетает в труднейших условиях, получает серьезное повреждение, летчики проявляют чудеса мастерства, благополучно сажают самолет, спасают людей…

Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Первое приглашение

Для меня загадка, рассказывал сам Филатов, в одном из интервью, почему Райкин выбрал меня. Я написал пьесу для курса, который был на два года младше и где учились Костя Райкин, Юра Богатырев, Наташа Варлей, Наташа Гундарева. У меня там был глухой, безответный роман. На один из показов пришел Аркадий Исаакович. Как-то вечером мне звонит Костя: «Папа просил тебя зайти». Я собрал свое лучшее тряпье, оделся, пришел. Вхожу. За столом сидят Леонид Лиходеев, Лев Кассиль и хозяин дома. Меня усадили, дали чего-то выпить. Я рта раскрыть не могу. Мальчишка из Ашхабада — а напротив три классика. Понемногу пришел в себя, стал шутить. Райкин милостиво улыбался, потом взял меня за руку и повел в кабинет. Там, до сих пор помню, держа меня почему-то за пульс, он стал расспрашивать: «Квартиры нет, конечно, постоянной прописки тоже, и в армию, поди, нужно идти. Да-а… ситуация. Так я вам предлагаю. От меня уходят трое одесских людей. Одному я, к несчастью, успел дать квартиру на Литейном, а второму — нет, так вот она — ваша. Если вы ко мне пойдете работать в театр, я вам обещаю полное освобождение от воинской повинности. Осенью у нас гастроли в Англию, Бельгию, весной — в Польшу».

Все помнят пьесу «Про Федота-стрельца, удалого молодца»? — эту сказку, в исполнении самого Леонида Филатова можно пересматривать по несколько раз.


• Это наиболее известное поэтическое произведение Леонида Филатова. Написана в 1985 году по мотивам русской народной сказки «Поди туда, не знаю куда», и впервые опубликована в журнале «Юность» в 1987 году.

• Произведение сразу обрело огромную популярность. Использование сказочных персонажей в сочетании с яркой речью Филатова и жёсткими сатирическими замечаниями способствовало небывалому успеху. В шутливом интервью Леонид Филатов объяснил, почему он вдруг взял и сочинил «Про Федота»:

В нашей пишущей стране

Пишут даже на стене.

Вот и мне пришла охота

Быть со всеми наравне!

Это произведение стало настоящей народной сказкой. Оно разошлось крылатыми фразами, которые люди зачастую произносят, не зная даже, что цитируют Филатова.

Вспомним самые популярные из них:

· Чай не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему!

· Индивид имеет право на свободную любовь!

· Где ни плюнь, куды ни ткни, —

От министров до родни —

Все сплошные вольнодумцы,

Все вредители одни!..

Ну и жисть — аж в горле ком!

Нет сочувствия ни в ком!

Вот сыщу лесок поглуше

И устроюсь лесником!

· Действуй строго по закону,

То бишь действуй втихаря.

· Нам теперь — имей в виду! —

Надо быть с толпой в ладу:

Деспотизм сейчас не в моде,

Демократия в ходу.

· Сознаю свою вину.

Меру. Степень. Глубину.

И прошу меня направить

На текущую войну.

Нет войны — я все приму —

Ссылку. Каторгу. Тюрьму.

Но желательно — в июле,

И желательно — в Крыму.

· Утром мажу бутерброд —

Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льется в рот!

Источники: http://fishki.net/1788331-filatov-leonid-alekseevich.html © Fishki.net

http://www.peoples.ru/facts/persons/5178.shtml

https://moiarussia.ru/leonid-filatov-tsitaty-fakty-poslednee-stihotvorenie/

Книги Леонида Филатова в фонде библиотеки

Филатов, Леонид Алексеевич  Апельсины цвета беж [Текст]  : стихотворения / Л. А. Филатов. — М.: Эксмо, 2006. — 320 с. — (Золотая серия поэзии).

Филатов, Леонид Алексеевич  Дилижанс  [Текст] : новые пьесы / Л.А. Филатов ; худож. В. Челак. — М.: Эксмо, 2004. — 252 с.

Филатов, Леонид Алексеевич   И год как день  [Текст] : поэзия и проза / Л.А. Филатов.  — М.: Эксмо, 2003. — 576 с. — (Русская классика. ХХ век ).

Филатов, Леонид Алексеевич   Новый Декамерон [Текст] : Пьесы, стихотворения, пародии / Л.А. Филатов. — М.: ЭКСМО, 2003. — 288 с. : ил.

Филатов, Леонид Алексеевич   Про Федота-стрельца, удалого молодца [Текст] / Л. А. Филатов. — М.: АСТ, 2007. — 287 с.

Филатов, Леонид Алексеевич  Театр Леонида Филатова [Текст] : Пьесы; Песни к спектаклям; Пародии / Л.А. Филатов. — Екатеринбург: У- Фактория, 1999. — 512 с.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН: ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОРТРЕТЫ

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт — как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные.

“Быть может (лестная надежда)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет,

И молвит: то-то был Поэт!”

Пушкин, «Евгений Онегин», 1823.

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности.  По многочисленным литературным источникам был собран такой архив:

1. «…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались…» (Из воспоминаний Е.П. Янькова.)

Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор — генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.

2. «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно…» (Из воспоминаний брата поэта Л.С. Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).

Эта гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании «Кавказского пленника» (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.

Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года — лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.

3. «Потомок негров безобразный». (Сам Пушкин. Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.)

4. «Кутила… вспыльчивый до бешенства… вечно рассеянный… избалованный с детства похвалой и льстецами… ничего любезного… ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов… непрерывная цепь вакханалий и оргий… Пушкин представлял тип самого грязного разврата… У него господствовали только две стихии – удовлетворение плотскими страстями и поэзия. В обеих он ушел далеко». (Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)

Константин Сомов «Портрет А.С.Пушкина». 1899

5. Князь П.А. Вяземский на записках М.А. Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями… Ничего трактирного в нем не было, а еще менее грязного разврата… В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии…».

Петр Соколов. Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель

6. И.И. Пущин – друг поэта: «…В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».

Борис Кустодиев. «А.С.Пушкин на набережной Невы»

7. «Робость видна была во всех его движениях… он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту… он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был несказанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравняться с блеском, остротой и увлекательностью его речи… он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество…» (Из воспоминаний Анны Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г.)

Кузьма Петров-Водкин «Пушкин в Петербурге»

8. «Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.)

Константин Юон  «Портрет А.С.Пушкина». 1945.

9. «Пушкин очень переменился наружностью. Страшные черные бакенбарды придали его лицу какое-то чертовское выражение. Впрочем, он все тот же. Так же жив и скор по-прежнему, в одну минуту переходит от веселости и смеха к задумчивости и размышлению…» (Из письма брата поэта Л.С. Пушкина к лицеисту Яковлеву, ноябрь 1826 г.).

В 1826 году — уже по возвращению из ссылки — Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. . Техника — итальянский карандаш.

10. «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие…» (Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)

Этот романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так:

«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит:

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.»

11. «Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которые согреты его стихи, полные силы и чувства». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.).

1828 год. Гравюра — только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии «Современники» (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.

12. «Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». (Софи Дельвиг – жена друга поэта лицеиста Дельвига, письмо к подруге, май 1827 г.).

Иван Айвазовский и Илья Репин. «Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.

13. «Великий Пушкин, малое дитя». (Дельвиг).

Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи —Василию Тропинину.

14. «Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный. Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе…» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.).

Считается что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.

15. «В… газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». (Сам Пушкин. Опровержение на критики, 1830 г.).

Валентин Серов. «Пушкин в парке». 1899 г. Акварель, карандаш.

16. «Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». (Пушкин. Из письма к жене, 1835 г.)

17. «Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. – Авт.) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке.).

А.С.Пушкин. Портрет работы К.П. Мазера. 1839.

18. «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Сам Пушкин. Из письма к жене, 1836 г.).

Неизвестный художник. «Портрет Пушкина».

19. «Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». (Из воспоминаний молодого графа В.А. Сологуба после смерти поэта).

Александр Кравчук «Портрет Пушкина».


20. «Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г.).

Неизвестный художник. «Портрет Пушкина». 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату «13 июля 1813 года» можно считать фальшивой.

21. «В это время вошел желтоватый, смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, со смеющимися, живыми глазами… когда Пушкин улыбался своей очаровательной улыбкой, алые, широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны». (Один провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А.Ф. Воейкова).


Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни — цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой. Об этом портрете И.Е. Репин подметил: «Обратите внимание(…) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум.»

22. «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь… Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А. Гончарова, когда он студентом увидел А.С. Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.).


Автопортреты Пушкина.

23. «Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? То дикарь, то европеец, то Шекспир, то Байрон, то Ариосто и Анекреон, он всегда останется русским…» (Из письма княгини Зинаиды Н. Волконской, 29 октября 1826 г.)

Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны. Однокашник Пушкина М.А. Корф был сыном прусского офицера, перешедшего в русское подданство. Человек набожный, педантичный, аккуратный и честолюбивый. За все время учебы в Лицее он ни разу не получил замечания за поведение.

В характеристике, данной ему лицейским начальством в 1812 году, есть такая фраза: «…осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно откровенным и свободным». Очевидно, что характер и личность Пушкина – это полная противоположность личности М.А. Корфа. Юношеские фривольные шутки Пушкина, его общение с повесами гусарами навсегда отвратили молодого М.А. Корфа от поэта и его окружения.


В основе негативного описания облика поэта, данного А.А. Олениной, лежат женская гордость и каприз. В очаровательную Анет – дочь президента Академии художеств А.Н. Оленина – Пушкин был влюблен и посвятил ей изумительные строчки в письме к П.А .Вяземскому:

Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

А.С. Пушкин «Ее глаза». 1828.


Однако эти стихи привели Анет в бешенство, потому что они были, во-первых, в письме другому человеку, а во-вторых, Пушкин назвал ее в стихах «моею». Оленина не только отвергла поэта (как потом скаламбурила приятельница Пушкина Екатерина Ушакова: «Поэт остался с «оленьими рогами»), но и написала нелестный его словесный портрет.

Пушкин для нас,  в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.

Женщины-писательницы с мужскими псевдонимами

Известный факт, что читатели больше любят мужчин писателей. Считается, что женщины способны только на написание женских романчиков. Именно поэтому некоторые писательницы и брали мужские псевдонимы. Интересно, а покупал бы кто-нибудь книги о Гарри Поттере или «Джейн Эйр», если бы их авторы подписались своими реальными именами?

1. Зинаида Гиппиус

Поэтесса пользовалась не одним, не двумя, а целыми шестью мужскими псевдонимами. Свои первые литературные статьи философ символизма Гиппиус подписывала такими именами: Лев Пущин, Роман Аренский, Антон Крайний, Никита Вечер, Товарищ Герман, Антон Кирша.

2. Жорж Санд

На самом деле под этим легким именем скрывалась Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Французская писательница, творившая в 19 веке, писала романы о независимых и сильных женщинах, описывая их жизнь их жизнь от мужского имени.

Сначала она писала вместе со своим возлюбленным Жюлем Сандо (вместе с ним созданы такие произведения как «Комиссионер», «Роз и Бланш»). После того, как их совместная работа сошла на нет, она стала подписывать свои дальнейшие произведения как Жорж Санд и в литературных кругах Аврору знали только под этим именем.

3. Сестры Бронте

Сестры Бронте (Шарлотта, Эмили и Энн) подарили мировой литературе удивительные романы о женщинах. Однако, в 19 веке женщина-писательница была явлением маловозможным, поэтому они, на свои деньги, выпустили поэтический сборник. Авторами его были Эллис (Эмили), Каррер (Шарлотта) и Эктон (Энн) Белл. Сборник был опубликован в мае 1846 года, а летом они стали искать издателей для своих романов — «Агнес Грей», «Учитель» и «Грозовой перевал». Они тоже должны были выйти под вымышленными именами. Но после потрясающего успеха «Джейн Эйр» сестры от псевдонимов отказались.

4. Джоан Роулинг

История создательницы Гарри Поттера совершенно уникальна: за один год она из женщины,  живущей на пособие по безработице, превратилась в одну из самых богатых женщин Великобритании.
Агент писательницы посоветовал ей придумать мужской псевдоним, чтобы книгу лучше покупали (опять это несерьезное отношение к женщинам-писательницам). Было принято решение оставить фамилию, ограничиться первой буквой имени и добавить к этому первую букву от имени Кэтлин (бабушка Роулинг).

5. Макс Фрай

Таинственный писатель российской современности. Считается, что под псевдонимом Фрая скрываются мужчина и женщина, но в действительности большая часть книг написана женщиной. Игорь Степина и Светлана Мартынчик вместе придумали псевдоним и для автора и для героя книг. Долгое время поддерживалась легенда о том, что Макс Фрай — это голубоглазый негр, однако Дмитрий Дибров развенчал этот миф в 2001 году. После этого в свет вышла книга «Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа». Сейчас Светлана Мартынчик пишет уже без соавтора.

6. Эльза Триоле

Сестра Лили Брик.

В годы Сопротивления она под псевдонимом Даниэль Лоран выпустила новеллу «Авиньонские любовники». Книга вышла с помощью подпольного издательства «Полночь». Рассказ повествует об одной из героинь, которая боролась с гитлеровскими оккупантами.

7. Джордж Элиот

Мари Энн Эванс.
Романистка из Британии, написавшая «Миддл Марч», Мельница на Флоссе», «Даниэль Дернда». Взяла себе мужской псевдоним для того, чтобы обезопасить свою личную жизнь и чтобы снискать себе читательское уважение.
Но вот Чарльз Диккенс, современник Эванс, тут же угадал, что под именем Джорджа скрыто женское имя.


25 январяДень российского студенчества (Татьянин день).

Все мы прекрасно знаем этот праздник — 25 января празднуют свои именины все женщины, названные Татьянами. В этот день дамам принято дарить символические подарки и цветы. Примечательно, что никакие другие именины не отмечаются так пышно и массово, как Татьянин день. Скорее всего, своей популярностью дата обязана шумным и веселым студентам, которые тоже отмечают в этот день свой праздник.

Конечно же, все мы знаем детское стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик…».  Стихотворение  про девочку Таню, которая громко плачет, — «хит», «боевик» детской поэзии. Его знают все без исключения настоящие и бывшие российские дети, и будут знать все будущие, ведь всего в четырех строчках есть и боль утраты,  и обида на несовершенство этого мира,  и человеческое сочувствие, и надежда, и даже начальные познания в физике и мироустройстве. В общем, каждый найдёт что-то для себя.

Агния Барто всегда считала самой ответственной работой в мире написание стихов для детей. Никому не известные поэты тоже ответственно подошли к этому вопросу и разместили на просторах сети интернет ремейки «Тани», «написанные» другими известными авторами. Это — своеобразное поздравление и шуточный подарок всем Татьянам.

1. Владимир  Маяковский


В этом мире Ничто

Не вечно,

Вот и теперь

Матерись или плачь:

Прямо с берега

Сверзился в речку

Девочки Тани

Мяч.

Слезы хлещут

Из глаз у Тани.

Не реви!

Не будь

Плаксивою девой!

Пойдем за водой —

И мячик достанем.

Левой!

Левой! Левой!

2. Александр Блок

Безутешно рыдает Татьяна,
И слеза, словно кровь, горяча;
Ей припала сердечная рана
От упавшего в речку мяча.
То прерывно вздыхает, то стонет,
Вспоминая былую игру.
Не печалься. Твой мяч не потонет —
Мы достанем его ввечеру

3. Иван Крылов

Девица некая по имени Татьяна,
Умом изрядная и телом без изъяна,
В деревне дни  влача,
Не мыслила себе досуга без мяча.
То ножкою поддаст, то ручкою толкнет,
И, заигравшись с ним, не слышит и вполуха.
Господь не уберег, случилася проруха —
Игривый мяч упал в пучину вод.
Рыдает, слезы льет несчастная Татьяна;
А водовоз Кузьма — тот, что всегда вполпьяна, —
Картуз совлек
И тако рек:
«Да полно, барышня!
Сия беда — не горе.
Вот Сивку запрягу, и за водою вскоре
Помчуся вскачь.
Багор-то мой остер, ведро мое просторно —
Из речки я умело и проворно
Добуду мяч».
Мораль: не так просты простые водовозы.
Кто знает толк в воде, тот утишает слезы.

4. Сергей Есенин

Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,
И ногой пинает мячик — любит странную игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Разреши,  душа-Татьяна, тоже пнуть его ногой?»
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою — змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я его ногою пнула, а теперь не нахожу».
«Не грусти, моя Танюша, видно, мяч пошёл ко дну,
Если ты меня полюбишь, я тотчас за ним нырну».

5. Михаил Юрьевич Лермонтов

Белеет мячик одинокий

В тумане речки голубой —
Сбежал от Тани недалёкой,
Оставил берег свой родной…
Играют волны — ветер свищет,
А Таня плачет и кричит,
Она свой мяч упрямо ищет,

За ним по берегу бежит.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

6. Александр Сергеевич Пушкин

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью:
Река глубOка и туманна,
Игрушку чудную свою
С моста случайно уронила…
О, как ты этот мяч любила!
Ты горько плачешь и зовёшь…
Не плачь! Ты мячик свой найдёшь,
Он в бурной речке не утонет,
Ведь мяч — не камень, не бревно,
Не погрузИтся он на дно,
Его поток бурлящий гонит,
Течёт по лугу, через лес

К плотине близлежащей ГЭС.

7. Гораций

Громко рыдает Татьяна, горе её безутешно;
Вниз с розопламенных щек слёзы струятся рекой;
Девичьим играм в саду беззаботно она предавалась —
Мяч озорной удержать в тонких перстах не смогла;
Выпрыгнул резвый скакун, по склону вниз устремился,
С края утеса скользнув, упал в бурнопенный поток.
Милая дева, не плачь, утрата твоя исцелима;
Есть повеленье рабам — свежей воды привезти;
Стойки, отважны они, ко всякой работе привычны –

Смело пустятся вплавь, и мячик вернется к тебе.

8. Классический японский поэт ( Например Мацу Басё)

Потеряла лицо Таня-тян.
Плачет о мяче, укатившемся в пруд.
Возьми себя в руки, дочь самурая.

В этом мире

Ничто

Не вечно,
Вот и теперь

Матерись или плачь:
Прямо с берега

Сверзился в речку
Девочки Тани

Мяч.
Слезы хлещут
Из глаз у Тани.
Не реви!

Не будь
Плаксивою девой!
Пойдем за водой —
И мячик достанем.
Левой!
Левой! Левой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *