Литературный обзор «Тропа к Чехову»

К 150-летию А.П.Чехова ИСТРИНСКАЯ центральная районная библиотека имени А.П.Чехова приглашает всех почитателей творчества великого писателя и всех, кто только начинает знакомиться с произведениями Чехова и его жизнью.
Приходите в библиотеку!
Читайте Чехова!
Открывайте для себя удивительный мир Чехова!

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
Лев Толстой

«Тропа к Чехову». Обзор

Краткая биографическая справка

Родился 17 января (29 по новому стилю) в Таганроге в купеческой семье со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке. В 1868 году поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, Антон остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879 году, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Служит врачом в Воскресенске (ныне Истра), в Звенигороде. Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы заработать на жизнь себе и своей многочисленной семье, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами. В 1884 году вышла первая книга рассказов Чехова – «Сказки Мельпомены», затем последовали «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В 1890 году неожиданно для всех Чехов отправляется в поездку на остров Сахалин. После возвращения написал книгу «Остров Сахалин» (1893 — 1894). Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс. В 1892 году купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. С 1896 по 1903 год созданы, новаторские по духу и стилю, пьесы: «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». Драматургия Чехова стала популярной благодаря Московскому художественному театру и завоевала театральные подмостки всего мира. В 1898 Чехов переехал в Ялту. В 1901 году Чехов женился на актрисе МХАТа Ольге Книппер. В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений. В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Там 2 июня (15 по новому стилю) он скончался.

Прошло больше ста лет после физической смерти Чехова, а он с нами. Его стремятся понять, жизнь его изучается во всех подробностях. Его имя не сходит со страниц газет и журналов, его пьесы играют все театры мира. Чехов больше века – образец для подражания, синоним доброты, гуманности, интеллигентности. Понятия – русский интеллигент и русский театр для всего мира прочно связаны с образом Антона Павловича Чехова.

Турков А.М. Чехов и его время. — М.: «Гелеос», 2003

Турков Андрей Михайлович (род. 1924 г.) – российский критик, литературовед. Закончил Литературный институт им. Горького, участник Великой Отечественной войны. Работал в журнале «Огонек», «Юность», автор многочисленных газетных и журнальных публикаций о русской литературе, книг о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.А. Блока, А.П. Чехова, Н.А. Заболоцкого, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева.

Название книги обусловило и принцип ее построения. «Время Чехова» автор прослеживает главным образом через произведения писателя: чеховские герои вводят в ту атмосферу, в то время, из которого они вышли. Но, помимо чеховских героев, в книге все время присутствует и неповторимая личность самого писателя с его литературными и человеческими связями, поисками истины, горестями и надеждами.

Автор начинает свое повествование с рождения и детства Чехова, при этом обращает внимание на газетные публикации и события, происходившие в России в это время. Например, окончание Чеховым гимназии в 1879 году и завершение им университета в 1884 году совпадают со своеобразными «пиками» реакционного поветрия. Так репрессии, разразившиеся после апрельского покушения 1879 года народовольца Соловьева на царя, задели даже кое-кого из новых московских знакомых Чеховых. А 1883 – 1884 годы оказались временем жесточайших гонений на печать, апогеем которых стало закрытие ведущего органа демократической прессы – журнала «Отечественные записки», возглавлявшегося Салтыковым-Щедриным.

Автор рассказывает о людях, окружавших Чехова в первые годы московской жизни. Например, Лейкин Н.А., юморист, беллетрист, издатель и редактор журнала «Осколки», для которого с 1882 года писал А.П. Чехов и где вел обозрение «Осколки московской жизни» (Из письма А.П. Чехова Н.А. Лейкину: «Осколки – моя купель, а вы мой крестный батька»). Турков раскрывает нам истории написания некоторых рассказов, соотношение их с действительностью. Также он исследует причины отъезда Чехова в 1890 году на Сахалин, говорит о книге, явившейся итогом этого путешествия – «Остров Сахалин» (1894). Более подробно Турков останавливается на драматургии Чехова: преображение повести «Леший» в пьесу «Дядя Ваня», сравнение «Дяди Вани» с нашумевшей «Чайкой», появление «Трех сестер», параллель между сюжетом «Вишневого сада» (1900-1901) и продажей Мелихово в 1899 году.

«Сквозь гул мировых событий, какофонию теледебатов и митинговых речей вновь и вновь доносится до нас этот, как в его последней пьесе, «отдаленный, точно с неба… звук» чеховского искусства, чеховской человечности».

Громов М.П. Тропа к Чехову: Документально-художественная книга о жизни и творчестве А.П. Чехова. — М.: Дет. лит., 2004

Эта книга задумана как введение к Чехову. В ней собран разнообразный, в том числе и справочный, материал, помогающий освоится в его обширном художественном мире, в его жизни, внешне очень простой, в том, как эволюционировало и менялось отношение к его творчеству на протяжении десятилетий в России и за рубежом.

Современное Полное собрание сочинений и писем Чехова – это 30 томов, в которых собрано около шестисот рассказов и повестей, шестнадцать пьес, четыре с половиной тысячи писем. Академический 30-томник оказался самым многотиражным из всех научных изданий, выпущенных в мире за все времена. Чехов, так и не написавший романа, создал нечто большее: множество рассказов, связанных единством тематики и стиля, целостное повествование о русской жизни.

Книга состоит из пяти разделов, списка основной литературы об А.П. Чехове и указателя имен и названий, встречающихся в тексте. На разделах остановимся поподробнее.

В первом разделе читатель найдет «Краткую летопись жизни и творчества Чехова». При составлении летописи были учтены разыскания, выполненные составителем этой книги для академического Полного собрания сочинений и писем Чехова. Впервые указываются время и место первой чеховской публикации, а также псевдоним писателя, тоже, по-видимому, самый первый, остававшийся неизвестным в течение долгих лет: Юный старец. Приводятся документы, обнаруженные в архивах московской цензуры, которые проясняют судьбу первого сборника Антоши Чехонте, не вышедшего в свет («Шалость», 1882). Важнейшее значение имеет датировка пьесы «Безотцовщина». Этой пьесой (1877 — 1881), предназначавшейся для М.Н. Ермоловой и отвергнутой в Малом театре из-за непомерно большого объема и несценичности, Чехов и начинал свой творческий путь.

В следующем разделе «Спутники А.П. Чехова» приводятся сведения о ближайшем окружении Чехова, о людях, занимавших в его жизни особенно важное место. Среди них Л.Н. Толстой, чьи суждения совершенно необходимы для правильного понимания чеховского творчества и его места в истории русской литературы. Важно имя М.Н. Ермоловой, к которой Чехов обращался в 1880-м или 1881 году со своей первой пьесой в надежде, что пьесу поставят на сцене Малого театра и великая актриса сыграет в ней главную роль. Первым из крупнейших русских писателей его талант оценил Н.С. Лесков, первая неудача, постигшая Чехова на сцене («провал «Чайки»), связана с В.Ф. Комиссаржевской, а взлет его славы – с именами Немировича-Данченко и Станиславского, основавших прославленный Художественный театр. Своеобразным романтическим светом окрашены имена Л. Авиловой, Л. Мизиновой, Е. Шавровой, Л. Яворской. Особое место принадлежит О.Л. Книпер, которой суждено было стать женой и последней спутницей А.П. Чехова. Для удобства читателя имена приводятся в алфавитном порядке.

Словарь персонажей, предлагаемый читателю в третьем разделе, включает несколько сотен основных имен и представляет собой, в сущности, своеобразную хрестоматию. В ней собраны фрагменты чеховского текста, с которыми персонаж входит в нашу память, воспринимается нами как действующее лицо, отличающееся от других лиц той же самой среды или звания, того же единого для всего чеховского художественного мира. «Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце ХIХ века в мельчайших подробностях». Для удобства читателя словарь составлен по алфавиту.

О Чехове написано множество различных исследований, книг и статей. Не только у нас, но и в Англии, в Японии, во Франции, в США выходят в свет все новые и новые издания. В разделе «Воспоминания современников» помещены отрывки из воспоминаний и трудов, выходивших в разные годы в России и за рубежом. Фрагменты из воспоминаний и отзывы современников приводятся в хронологии биографии А.П. Чехова. Составитель книги стремится к тому, чтобы читатель, знакомясь с ними, постепенно шел к более глубокому пониманию Чехова и нашей литературы вообще. И.Е. Репин: «Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии, с удовольствие чувствовал на себе кольчугу мужества».

Следующий раздел – «Зарубежные писатели об А.П. Чехове». Высказывания зарубежных писателей, критиков и филологов – Кэтрин Мэнсфилд, Вирджинии Вулф, Томаса Манна, Джона Голсуорси и других – позволяют понять, какое место занял Чехов в литературе нового времени, в европейской культуре, столь древней и столь жадной до всего необычного, свежего, нового. Джон Голсуорси: «Никто из русских писателей старшего поколения не обладал таким глубоким пониманием русского ума и русской души и таким интуитивным проникновением в типично русский характер, как Чехов…»

Бычков Ю.А. Лучший из людей. Мелиховские годы Чехова. 1892 – 1899. Книга-альбом. — М.: Гелиос АРВ, 2004

«Лучший из людей» — так высоко поставил Чехова К.С. Станиславский. Он тут же оговорился: «Лучшие мои годы протекли в Чеховский период». Этими словами он подчеркнул исключительность личности Антона Павловича.

Юрий Александрович Бычков – драматург, историк культуры, искусствовед, писатель, долгое время директор Музея-усадьбы Чехова «Мелихово». С музеем он связан и судьбой (родился этих местах) и призванием. Погрузившуюся в годы перестройки в летаргический сон Музей-усадьбу Ю.А. Бычков сделал одним из самых интересных и привлекательных мест Подмосковья. Здесь постоянно множество гостей, здесь проходят рожденные инициативой Бычкова популярные Международные театральные фестивали «Мелиховская весна». Построенный им театрально-концертный зал «Мелихово» — престижная концертная площадка, где известные музыканты осуществляют презентации новых программ. Чехов любил музыку, и музыканты, друзья Антона Павловича, по его зову приезжали в Мелихово.

Подмосковное Мелихово – это своеобразная вершина чеховской жизни. С этого временного рубежа хорошо ему были видны и годы прошедшие и, в общем-то, вполне для него предсказуемое будущее. Много нового читатель узнает из этой книги. Своеобразие ее и удобство для читателя в соблюдении максимы: «Лучше один раз увидеть, чем много раз слышать». Жизнь великого русского писателя, гениального драматурга предстает воочию – 320 фотографий конца XIX века открывают эту возможность. Мелихово, Москва, Серпухов, Таганрог, Петербург, Ялта, Ницца – таков географический диапазон книги-альбома. Это поле деятельности Чехова в мелиховские годы. Но не стоит ограничиваться только разглядыванием, не спорю, интересных фотографий. Книга – эта – концентрация мыслей и чувств Чехова; книга для рассматривания и чтения. Основное в этой работе – окружение Чехова, сотни психологических зарисовок людей, связанных с Антоном Павловичем семейными узами, дружбой, общими писательскими и театральными интересами. Особый интерес у читателя, скорее всего, вызовут новеллы об отношениях с обожавшими Чехова женщинами. Читатель из этой книги почерпнет многие подробности того, как, на каком жизненном материале, создавалась в Мелихово бессмертная чеховская «Чайка»… и эксклюзивное литературоведение в связи с мелиховским периодом творчества Чехова.

Книга эта своеобразный ответ автора на вопрос многих и многих: «Каким был Чехов?»

Паперный З.С. Тайна сия… Любовь у Чехова. — М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2002

Паперный Зиновий Самуилович (1919 — 1996) – российский литературовед, критик, доктор филологических наук, автор многих книг и статей по истории русской литературы XIX – XX веков. Он писал о литературе как литератор, он сам был писателем. Любовь к Чехову как писателю, особенно ему близкому, зародилась у Паперного еще в детстве. Впоследствии он сохраняет верность Чехову, его кандидатская диссертация «Творчество Чехова третьего периода» стала открытием в чеховедении. Паперный писал о многом: о поэзии и прозе, театре и кино. Но именно исследования о Чехове становились главными вехами его пути. Создававшаяся на протяжении многих лет, книга эта стала последней работой Паперного.

Книга эта вводит нас в мир Чехова. Паперному удается воссоздать целостный образ Чехова – человека и художника. Ключ к этой целостности – любовь в жизни и творчестве писателя. Говоря о чувствах, переживаниях Чехова, Паперный на каждой странице, в каждом слове стремится следовать его нравственным принципам. Он никогда не берется рассуждать о намерениях своего героя, ему не известных, о его помыслах и настроениях, документально не подтвержденных. Он никогда не вторгается в душу Чехова и очень корректно пишет о женщинах, присутствовавших в жизни писателя. Он позволяет себе лишь небольшие тактичные комментарии, предположения, размышления по поводу широко цитируемых в его книге переписки и воспоминаний действующих лиц.

Внутренне ориентируясь на позицию Чехова-художника в изображении любви, Паперный, естественно, начинает свое повествование с произведений Чехова («Дама с собачкой», «О любви » и др.). В центральной же части книги от произведений Чехова автор переходит к другим – «реальным историям любви», к любви в жизни самого Антона Павловича и характерам тех замечательных женщин, с которыми сводила его судьба. С большим тактом и мастерством, не претендуя на полноту знания, нередко только догадываясь, Паперный воссоздает эти сюжеты в главах о Лидии Мизиновой, Татьяне Щепкиной-Куперник, Лидии Яворской, Вере Комиссаржевской, Елене Шавровой, Лидии Авиловой, Ольге Леонардовне Книппер. Автор деликатно замечает, что некоторые женские письма своим приподнятым тоном могли напомнить Чехову его собственных персонажей или огорчить «неумеренным напором». Он пишет о том, как в воспоминаниях об отношениях с Чеховым воображение иногда спорит с действительностью.

Все пережитое писателем лично, по-своему, очень ложно отзывается в произведении, претворяется в нем. Чтобы показать это, Паперный вновь обращается от жизни к литературе – к пьесе «Чайка», где очень много любви и мыслей об искусстве. О «Чайке» Паперный пиал не раз: в монографии под тем же названием, в книге о драматургии Чехова – «Вопреки всем правилам». И каждый раз тема возникала в новом аспекте. В этой книге «Чайка» занимает особое место. Именно в «Чайке» соединены все тайны: тайны любви и искусства, отношений между людьми, близкими и далекими одновременно. Мечта об истинной любви неотделима от представления о высоком достоинстве человека.

Четырежды Чехов / Сост. И. Клех. – М.: Издательство Emergency Exit, 2004

В этом сборнике для самого широкого круга любителей русской словесности находим четыре писательских взгляда (Битов, Чудаков, Рейфилд, Клех) на фигуру А.П. Чехова через сто лет после его смерти, открывающие некоторые новые грани личности русского классика и предлагающие свежие подходы к освоению его творческого наследия.

Андрей Битов. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин (Автобиография)

Битов А.Г. (род. в 1937) – русский писатель, автор рассказов, повестей, повестей-путешествий, романов (в т.ч. «Пушкинский дом»). В своей аналитической прозе, отмеченной нравственным максимализмом авторской позиции, воссоздает духовный облик и психологию интеллигента 1960 – 80 гг., одинокого искателя абсолютных истин. В данном сборнике всего на десяти страничках Битов успевает сделать многое: и сравнить А.П. Чехова с А.С. Пушкиным (причем, иногда по очень необычным параметрам, например, он замечает, что оба писателя родились в год Металлической Обезьяны); и порассуждать о советском литературоведении, и предположить, как бы обошлась советская власть с А.П. Чеховым (если бы он дожил до ее пришествия); и вспомнить чеховскую поездку на Сахалин. А название своей «зарисовки» Битов выводит из того, что по возрасту (по году рождения) Чехов вполне бы мог быть его дедушкой, также как чеховским дедушкой мог быть Пушкин.

Александр Чудаков. Чехов в Таганроге (Литературная хроника)

Чудаков А.П. (1938 — 2005) – российский литературовед, доктор филологических наук, после 1987 года читал русскую литературу в европейских и американских университетах. В центре его внимания – поэтика русской литературы XIX века, история отечественного литературоведения. Он состоял в международном чеховском сообществе, автор книг «Поэтика Чехова», «Мир Чехова», «Слово – вещь – мир». В данном сборнике его работа посвящена (как явствует из названия) чеховскому детству, его годам в гимназии, фактам повлиявшим на характер и отношение к жизни зрелого Чехова. Чудаков говорит о самом городе Таганроге в пору его расцвета и времени, когда ощущение краха, неустойчивости и каких-то неясных надежд начало окутывать его жителей (в последние годы жизни Чехова в родном городе). Автор рассказывает о раннем детстве Чехова, о его родителях (как пересеклись их пути в Таганроге), о жизни, которая окружала Чехова-ребенка: о провинциальной лавке второй половины XIX века вообще (и о лавке его отца в частности), о провинциальных газетах 70-х годов XIX века. Мальчиком Чехов был насильно погружен в стихию церковнославянского языка – обязательным посещением вечерни и заутрени, слушанием акафистов дома, ежедневным чтением евангелия и псалтири, пением в церковном хоре. Влияние на Чехова этой речевой традиции было долговременным и многоохватным. Чудаков приводит воспоминания современников о внешности и характере Чехова-гимназиста (они достаточно противоречивы). С шестнадцати до девятнадцати Чехов прожил в Таганроге один. Эти годы – ключевые для понимания его личности: в Москву он приехал уже другим человеком. Меж тем они – самые глухие и темные в его биографии. Письма, которые он регулярно посылал семье в Москву, утрачены. Годы жизни в Таганроге были годы лишений, твердости, мужества и … одиночества. Это стало фундаментом характера А.П. Чехова.

Доналд Рейфилд. Любовь и смерть.

Доналд Рейфилд (род. в 1942) – британский литературовед, профессор русской литературы колледжа Королевы Марии Лондонского университета. Специализируется на русской литературе конца XIX – середине XX, грузинской литературе, фольклоре и лексикологии, деятельности Сталина и сталинизме, автор переведенных на русский язык книг о Чехове и Сталине. В данном сборнике представлен раздел книги Д. Рейфилда «Жизнь Антона Чехова» (1997), перевод с англ. О. Макаровой. В этом разделе достаточно подробно описаны последние годы жизни Чехова, начиная с медового месяца (последовавшего после свадьбы с О.Л. Книппер), проведенного в санатории в Аксенове. Отдельные главы посвящены последним произведениям Чехова: «Невеста» (октябрь 1902 – апрель 1903) и «Вишневый сад» (май 1903 – январь 1904). О последних месяцах жизни, смерти и похоронах А.П. Чехова говорится в главах: «Исход январь – июль 1904» и «Постфактум июль 1904». В последней главе этого раздела «Эпилог 1904 — 1954» Рейфилд кратко раскрывает дальнейшие судьбы родственников и близких Чехова: жены, матери, сестры, братьев, племянников, А. Суворина, Дуни Эфрос, Лики Мизиновой и других.

Игорь Клех. Чехов: Ich sterbe (Версия)

Клех Игорь (род. в 1952) – современный русский прозаик и эссеист, член Союза российских писателей. В течение семнадцати лет работал реставратором витражей во Львове. Первая публикация вышла в 1989году. С 1994 года живет и работает в Москве. За ним утвердилась репутация мыслящего стилиста, сознательно отвергающего стандартные формы и банальные темы, в своих произведениях он опускает ненужное и малоинтересное для себя. Жанр этой работы он сам определяет, как «версия», версия жизни и смерти Чехова. Его болезнь началась в 24 – 25 лет, то есть он всю свою сознательную жизнь знал и чувствовал, что постепенно умирает. Особенно останавливается на причинах поездки Чехова на Сахалин. Клех говорит, что «Чехов-писатель «прогнал по этапу» Чехова-человека, чтобы упиться его взбодренной живой кровью». После такой «подпитки» ему стали по плечу такие творческие задачи, к которым ранее он не мог и не смел подступиться. Клех также упоминает об отношениях Чехова с женщинами, подробно останавливаясь только на О. Книппер (глава «Драматург и актриса»), Л. Мизиновой и Л. Авиловой (глава «Чехов и жены»).

А.П. Чехов считал, что после смерти его будут читать еще лет пять-шесть, потом забудут, а лет через двадцать вспомнят и примутся читать опять – и тогда уже будут читать долго. И вот через сто с лишним лет после его ухода, причисления к лику классиков и пристального чтения его сочинений, фигура Антона Павловича Чехова вновь приходит в движение. Потомкам открываются такие стороны личности писателя, которые то ли находились в тени и не были видны, то ли не воспринимались современниками и позднейшими почитателями его творчества. Чтобы это случилось, должны были измениться читатели. Очень хочется надеяться, что повзрослеть. То есть перестать воспринимать творчество отдельно от личности – но и не смешивать одно с другим.

Обзор подготовила библиотекарь читального зала

Кларк Алевтина Николаевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *