«Парус одинокий…». К 200-летию М.Ю. Лермонтова

О жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова мы предлагаем вам почитать:

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. 1814-1841[Изоиздание] / [Сост. под руководством М.Э. Голосовкер] .- М.;Л.: Искусство, 1941 .- 313 с.: ил.академическое издание, прекрасно иллюстрированный альбом, выпущенный Институтом мировой литературы им. А.М. Горького Академии наук СССР, которое имело своей целью показать жизнь и творчество великого поэта при помощи художественно-изобразительного и документального материала.

Михайлов, В. Лермонтов. Один меж небом и землёй[Текст] / Валерий Михайлов .-М.: Молодая гвардия, 2013 .- 618 с., [16 л. ил.] .- (Жизнь замечательных людей; Вып. 1634 (1434))

А начиналось всё так…

В начале 19-го столетия на месте современного высотного здания на Лермонтовской площади (бывшая площадь Красных ворот) стоял трехэтажный каменный дом, принадлежавший генерал-майору Ф. П. Толю. В этом доме в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года в семье Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых родился сын Михаил.

Отец Лермонтова, отставной капитан, принадлежал к старинной дворянской фамилии. Во времена правления Александра III, последнего шотландского короля кельтского происхождения, жил Томас Лермонт (1220-1297), известный как Томас стихотворец из Эрсильдауна. По словам Вальтера Скотта: «мало кто так прославлен в преданиях, как Томас из Эрсильдауна». Творчество и жизнь этого древнего барда – тайна, в его личности слились воедино сила поэтического таланта с даром предвидения. С историей рода Лермонтов связаны многие достопримечательные места Шотландии: Эрлстон, Бервик, Данбер, Дерси, Сент-Эндрюс, Балькоми. В конце 16 – начале 17 веков многие Лермонты стали «солдатами удачи» – военными наёмниками. Судьба развела их по разным странам, а одного забросила в Россию. Поручик польской армии Георг Лермонт, взятый в плен русской армией при захвате крепости Белая, поступил на службу к русскому царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Перешёл в православие и под именем Юрия Андреевича стал родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых.

О шотландских корнях Лермонтовых книга:

О Томасе Лермонте, шотландском предке русского поэта [Текст] / [Авт. текста: Л. Овчининская , Т. Королёва, И. Воронцов] .- [М.]: [Ассоциация «Лермонтовское наследие»], 1993 .- 21 с.: ил., фот.

Мать была единственной дочерью Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из древнего рода Столыпиных, богатых и знатных дворян. Бабушка будущего поэта стала и его крестной матерью.

Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили «выскочила по горячке», почти против воли матери, которая недолюбливала зятя.

Из Москвы Лермонтовы с бабушкой и новорожденным уехали в имение Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село Лермонтово в Пензенской области). Там прошли детские годы будущего поэта. Ныне там Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».

« И вижу я себя ребёнком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.»

(из стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»)

О Тарханах вы можете почитать:

Андреев-Кривич, С.А. Тарханская пора [Текст] / С.А. Андрев-Кривич .- М.: Детская литература, 1963 .- 191 с.: ил., фот.

Вырыпаев, П., Похвиснев Г. Музей М.Ю. Лермонтова [Текст] : путеводитель / П. Вырыпаев, Г. Похвиснев .- Пенза: Областное изд-во, 1952 .- 91 с.: ил.

В детстве Михаил Юрьевич очень напоминал мать, болезненную и впечатлительную. Он любил слушать, как она поёт под собственный аккомпанемент на фортепьяно.

Мария Михайловна умерла от чахотки, когда Лермонтову было всего три года. Заботу о мальчике взяла на себя бабушка Елизавета Алексеевна, полностью отстранившая отца от воспитания сына. Раздор между своенравной бабкой и отцом, которому всегда сочувствовал Лермонтов, омрачил детские и юношеские годы поэта.

Поначалу болезненный, мальчик потихоньку выправлялся. Характер Миша имел бойкий, резвый и шаловливый, но вместе с тем и добрый, чувствительный. С товарищами детства был обязателен и услужлив, но так же в нём обнаруживалась и настойчивость. Он был счастливо одарён способностями к искусствам: играл на скрипке и рояле, был силён в шахматах, прекрасно рисовал, с 10 лет сочинял пьесы для домашнего театра. Мальчик был довольно болезнен и считал себя некрасивым. Но при всём при том нет мемуариста, который бы в описании Лермонтова не упомянул о его глазах. Художник М.Е. Меликов: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны».

В семье Михаила Юрьевича, как было принято в те времена, говорили исключительно на французском языке, а вот русскому языку будущего поэта обучал англичанин Виндсон. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.

В конце лета 1827 года Арсеньева привезла внука в Москву, где 1 сентября 1828 года он был зачислен в старшее отделение – четвёртый класс  Благородного пансиона при Московском университете. Так в жизнь Лермонтова опять вошла Москва.

«Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал, и там же был слишком счастлив!» (из письма М. Лермонтова М. Лопухиной 2 сент.1832 г.). С Москвой и Подмосковьем было связано много лет жизни поэта, здесь закладывались основы его поэзии. Есть среди поэтических произведений Михаила Юрьевича и строки, навеянные посещением Новоиерусалимского монастыря «В Воскресенске» (два стихотворения под одним общим заголовком).

О лермонтовских местах Москвы и Подмосковья читайте:

Иванова, Т. М.Ю. Лермонтов в Подмосковье [Текст] / Т. Иванова .- М.: Московский рабочий, 1962 .- 96 с.: ил., фот.

Иванова, Т. Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (18274-1832) [Текст] / Т. Иванова .- М.: Московский рабочий, 1950 .- 191 с.: ил.

Именно в пансионе он, по собственному признанию, в 1828 г. «начал марать стихи». В 1830 в журнале «Атеней» было впервые на­печатано его стихотворение – «Весна».

Тогда же были написаны первые ученические поэмы и сделан первый набросок «Демона». В марте 1830 года Лермонтов покидает пансион, преобразованный в гимназию (программа сокращалась, вводились телесные наказания и Лермонтов не захотел оставаться в этом учебном заведении).

В это же время Лермонтову суждено было пережить и глубокую личную драму: в усадьбе Столыпиных (родственников бабушки) Середникове начинаются его сложные отношения с Екатериной Александровной Сушковой, чуть позже в Москве – с Натальей Фёдоровной Ивановой, нашедшие отражение в циклах его любовной лирики.

Вообще отношения Лермонтова с женщинами всегда были непростыми. Он был далеко не красавцем (в общепринятом смысле) и воспринимать его всерьёз многие стали лишь с приходом к Лермонтову писательской славы.

Об этой стороне жизни великого поэта вы можете прочитать:

Герасименко, А.А. Музы вдохновенья: М.Ю. Лермонтов и дамы. Жизнь и образы [Текст] / А.А. Герасименко .- М.; Пятигорск : Гласность-АС, 2007 .- 287 с.: ил.

Белова, Л. Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова [Текст] / Белова Л. .- М.: Профиздат, 2005 .- 431 с.: ил. (в книге использованы воспоминания фрейлины Александры Осиповны Смирновой-Россет)

Осенью 1830 г. он поступил на нравственно-политическое (а затем перевёлся на словесное) отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны.

А уже летом 1832 г. после нескольких столкновений с профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург, пытаясь поступить в университет там, но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете. Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерий­ских юнкеров, где провёл, по его словам, «два страшных года». В школе господствовала военная муштра, запрещалось чтение художественной ли­тературы. Но и в этих условиях Лермонтов урывками и тайком продолжал свои литературные занятия, работал над романом «Вадим» (не окончен) из эпохи пугачёвского восстания. Окончив школу в 1834 году, Лермонтов получил офицерский чин и был определён в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.

К началу 1830-х гг. уже были определены главные герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»).

Литературному миру Лермонтова посвящены книги:

М.Ю. Лермонтов в школе [Текст]: пособие для учителя / [сост. А.А. Шагалов] .- М.: Просвещение, 1976 .- 253 с.

Ломинадзе, С. Поэтический мир Лермонтова [Текст] / С. Ломинадзе .- М.: Современник, 1985 .- 288 с.

Максимов, Д.Е. Поэзия Лермонтова [Текст] / Д.Е. Максимов .- М.; Л.: Наука, 1964 .- 266 с.- (Научно-популярная серия)

Наровчатов, С. Лирика Лермонтова. Заметки поэта [Текст] / Сергей Наровчатов .- М.: Художественная литература, 1964 .- 128 с.

Логиновская, Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» [Текст] / Елена Логиновская .- М. Художественная литература, 1977 .- 118 с.

Мануйлов, В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» [Текст]: комментарий: пособие для учителя / В.А. Мануйлов .- Изд-е второе, доп.- Л.: Просвещение, 1975 .- 280 с.

Удодов, Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» [Текст]: книга для учителя / Б.Т. Удодов .- 191 с.

Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми», – писал И.И. Панаев.

Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. Во время допросов Лермонтов не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: «Отрекаться от них… я не мог: правда всегда была моей святыней». Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Кавказ запал в душу Михаила Юрьевича ещё во время тех поездок на лечение водами, куда его, болезненного мальчика, вывозила заботливая бабушка и оставил глубокий след в жизни и творчестве:

«Как сладкую песню Отчизны моей

Люблю я Кавказ…»

Ссылка продлилась до октября 1837 года: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским), изучал восточный фольклор, азербайджанский язык, написал множество художественных полотен, в основном пейзажи.

Об этом периоде жизни поэта вы можете прочесть в книгах:

Андроников, И. Лермонтов в Грузии в 1837 году [Текст] / Ираклий Андроников .- Тбилиси: Заря Востока, 1958 .- 240с., [4 л. ил.]

Иванова, Т. Лермонтов на Кавказе [Текст]: Эссе / Т. Иванова .- М.: Детская литература, 1968 .- 215 с.: ил.- (По дорогим местам)

Махлевич, Я.Л. «И Эльборус на юге…» [Текст] / Я.Л. Махлевич .- М.: Советская Россия, 1991 .- 183 с.

После настойчивых ходатайств бабушки Е.А. Арсеньевой и поэта В. А. Жуковского Лермонтов был переведён с Кав­каза в Гродненский гусарский полк, стоявший вблизи Новгорода. В апреле 1838 года ему разрешили вернуться в лейб-гвардии гусарский полк. С этого времени начинается его сближение с друзьями Пушкина. Крупнейший литературный критик Белинский пишет о Лермонтове: «На Руси явилось новое могучее дарование», а так же: «…а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника». В 1839 — 40 гг. в журнале «Отечественные записки» появились главы романа «Герой нашего времени». В 1840 роман вышел от­дельным изданием. Вскоре появился и первый сборник «Стихотворений» Лермонтова.

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла  в феврале 1840 года привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Летом 1840-го Лермонтову пришлось стать участником воен­ных действий на Кавказе. Он проявил исключи­тельную храбрость в боях и был дважды пред­ставлен к награде, но все ходатайства об этом были отклонены. Во время короткого, трёхмесячного отпуска в Петербург Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности.

Но этим планам не было суждено сбыться. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задержался в Пятигорске, где ссора с соучеником по юнкерской школе Николаем Мартыновым привела к дуэли. Хотя они считались приятелями (вместе учились и Лермонтов часто бывал в доме Мартыновых), острый на язык Лермонтов часто задевал самолюбие Мартынова при дамах. Вспоминает участница тех событий Эмилия Шан-Гирей (Верзилина): «… Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «горцем с большим кинжалом»… Надо же было так случиться, что … слово «горец» (под другой версии «кинжал») раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я Вас оставить свои шутки при дамах?» – и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание: «Язык мой – враг мой», – Михаил Юрьевич отвечал спокойно: «Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями». Танцы продолжились, я думала, что тем кончилась вся ссора».

Однако на этом ссора не кончилась. Дуэль была назначена на 15 июля. Очевидцы говорят, что Лермонтов не хотел стрелять в Мартынова и то ли выстрелил в воздух, то ли вообще не стрелял, а вот Мартынов не промахнулся.

Один из секундантов, князь Васильчаков вспоминает об этом так: «Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие».

О дуэли и смерти поэта читайте:

Захаров, В.А. Загадка последней дуэли [Текст]: Документальное исследование / В.А. Захаров .- М.: Русская панорама, 2000 .- 351 с.: ил.- (Страницы российской истории)

Очман, А.В. В чужом пиру… Михаил Лермонтов и Николай Мартынов [Текст] / А.В. Очман .- М.: Гелиос АРВ, 2005 .- 205 с.

Тайны гибели Лермонтова [Текст]: Хрестоматия версий / сост. Д.А. Алексеев .- 2-е изд., переаб. и доп.- М.: Гелиос АРВ, 2006 .- 347 с.

17 июля Лермонтова похоронили в Пятигорске и лишь через девять месяцев бабушка добилась перезахоронения в семейном склепе в Тарханах.

Память о 26-летнем гении живёт в сердцах благодарных потомков, нет такого человека в России, который не знал бы: кто такой М.Ю. Лермонтов, многие помнят строки из его стихов наизусть. Произведения Лермонтова не однократно издавались и переиздаются по сей день, по ним ставятся спектакли, оперы и балеты, снимаются фильмы. Память о Лермонтове живёт в названиях более чем 1700 улиц в городах России и за рубежом. Памятники великому поэту поставлены в Тарханах, Пензе, Пятигорске, Москве, Санкт-Петербурге, Кисловодске, Тамани, Грозном. Именем Лермонтова даже назван один из кратеров на Меркурии и малая планета, открытая 19 октября 1977 года  советским астрономом Николаем Черных в Крымской обсерватории. А уж сколько исследований жизни и творчества Лермонтова проведено литературоведами и опубликовано в печати – и не счесть!

Представленные в сегодняшнем обзоре книги о М.Ю. Лермонтове, а так же многие другие, вы можете взять для ознакомления в фонде Центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова. Приглашаем всех, кому интересно творчество М.Ю. Лермонтова!