Святой равноапостольный князь Владимир и русская книжная традиция

14 марта, ежегодно, православными христианами России отмечается День православной книги. Этот праздник был установлен 25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви с целью привлечения общественного внимания и издательского интереса к популяризации духовно-нравственной литературы, направленной на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей. Дата праздника — 14 марта — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. на Руси вышла в свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим россиянам со школьной скамьи.

Этот памятный день в Центральной районной библиотеке им. А.П. Чехова отметили встречей со священником Дмитрием Шмелёвым, настоятелем Борисоглебской церкви в селе Куртниково и Вознесенского храма г. Истры, проведшим беседу на тему «Святой равноапостольный князь Владимир и русская книжная традиция».

Отец Дмитрий не первый раз выступал перед нашими читателями, в библиотеке им. А.П. Чехова уже были встречи с этим служителем церкви. Надо сказать, что он сумел заслужить авторитет у истринцев своими очень доступными в понимании и востребованными у людей духовными беседами, позволяющими человеку остановиться в своём повседневном беге и задуматься о непреходящих, вечных ценностях.

В ходе беседы отец Дмитрий ещё раз напомнил нам об истоках и сущности русской литературной и книжной традиции, которой с самого начала был присущ взгляд на человеческие поступки и общественные события через призму Священного Писания.

Русь, принявшая православную веру из Византии в 10 веке, вместе с ней получила и наработанные отцами церкви за столетия до этого события основы и понятия христианской религии. Религии, возникшей некогда в Риме, но получившей разное развитие на Западе и Востоке Европы. И, по-видимому, не случайно славянскому князю пришлась по душе восточная ветвь, признававшая (в отличие от западной) равноправие всех обращённых в православие, независимо от национальной принадлежности и социального статуса.

Князь Владимир, будучи совершенно типичным славянским язычником, ведущим, мягко говоря, не самый добропорядочный (по христианским меркам) образ жизни, любивший разгульные пиры и имевший целый «гарем» жён, приняв крещение в Византии, совершенно изменил свои жизненные ориентиры и поведение. Таким образом, он принял православие не умом, как политик, а сердцем и душой, как истинный христианин.

Введение православного христианства на Руси послужило началу школьного дела и русского летописания. Летопись – исторический труд, в котором описываются события минувших столетий, с использованием  исторических документов. Особенностью русского летописания стало не просто создание статистической хронологии, но писание, подобное Библии, в котором летописец давал нравственную оценку, часто шедшую вразрез с общественным строем. За это авторы летописей, не стеснявшиеся открыто говорить о правящей верхушке нелицеприятные вещи, часто подвергались гонениям.

Начало русских летописей и русской литературы в целом, по мнению отца Дмитрия, было освещено светом Евангелия. Начиная с первых литературных памятников, таких как: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве», «О погибели Русской земли», эта традиция в отечественной литературе была продолжена вплоть до советской литературы 20 века. Даже не говоря о Боге напрямую, лучшие представители художественного слова России, тем не менее, всегда искали божью правду, давая нравственную оценку событиям, о которых писали.

Влияние князя Владимира на русскую литературную традицию, сказал отец Дмитрий, огромно. Ведь если бы он принял в качестве государственной религии западное христианство, магометанство или иудаизм, то мы сегодня имели бы совсем другую литературу и совсем другую историю.

В это день гость библиотеки предложил задавать и ответил на вопросы собравшихся, которые касались: святых Кирилла и Мефодия, переведших на древнеславянский язык Священное Писание и богослужебные книги; возникновения священства на Руси; даты крещения Руси и принятия христианства самим князем Владимиром; истории возникновения обрядов и ритуалов Русской православной церкви и выражения «раб Божий»; строительства Десятинной церкви в Киеве, первой каменной церкви Древнерусского государства, воздвигнутой при князе Владимире; современной ситуации с вероисповеданием на Украине в свете последних событий.

Со словами искренней благодарности за проведённую беседу ведущий библиотекарь Людмила Юрьевна Рожко вручила отцу Дмитрию Шмелёву книгу «Капля в море российской истории: город Истра и окрестности», изданную по материалам одноимённого круглого стола, прошедшего в феврале 2014 года в историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» и Центральной районной библиотеке им. А.П. Чехова.

К беседе в читальном зале библиотеки оформлена книжная выставка «Русское Православие».

Вероника Каморная, ведущий библиотекарь Отдела обслуживания Центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова

Один комментарий на «Святой равноапостольный князь Владимир и русская книжная традиция»

  1. Уведомление: Святой равноапостольный князь Владимир и русская книжная традиция | 14+ Истринская центральная районная библиотека имени А. П. Чехова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *