Храмы Истринской земли

Новый библиотечный год в Центральной районной библиотеке им. А.П. Чехова открылся замечательным по душевной теплоте мероприятием – презентацией сборника статей С.П. Носикова, С.Ю. Мамаева, П.В. Малкина, авторов краеведческого проекта «Утраченный Божий дом». Он составлен на основе собственных материалов вышеуказанных краеведов, вошедших в  газету Истринского благочиния «Духовная Нива» за 2012-2014 гг.
Сборник представлял на заседании клуба «Истринские зори» один из авторов — Сергей Павлович Носиков,  который издал его на собственные средства.

Сергей Павлович хорошо известен нашим читателям своими краеведческими изысканиями. Его интересы лежат, по большей части, в плоскости изучения судеб утраченных храмов и часовен Истринского района. Где располагались «Божьи дома», когда и кем были построены, как погибли, какие документы о них сохранились в архивах, что могут рассказать местные жители-старожилы и многое-многое другое – всю эту информацию очень тщательно собирает и обрабатывает Сергей Павлович. А затем — пытается донести до нас, ныне живущих потомков тех, кто эти храмы построил, дабы не забывали мы своих корней, не становились «иванами, родства непомнящими», сохранили тепло душ наших дедов и прадедов! И всё это он делает не ради денег и наград, а по зову сердца.

Уже не раз выступал С.П. Носиков в нашей библиотеке, делясь своими находками с истринцами. А в нынешнюю встречу принёс вышеуказанный сборник статей, вышедший в свет в декабре 2014. Издать его Сергей Павлович решил, в том числе и потому, что от наших читателей поступали многочисленные вопросы о том, где можно (желательно в одном месте) ознакомиться с собранной им информацией. Тираж издания совсем небольшой, всего 150 экземпляров, объём – 92 страницы. В него вошла 21 статья, посвящённая утраченным храмам и часовням, некогда располагавшимся на истринской земле.

Основной проблемой, возникающей при розыске информации по церквям и часовням, по признанию Носикова, является то, что документы советского периода – это, в основном, постановления о закрытии объектов культа. Намного лучше обстоит дело с документами 19 века.

Говоря о содержании презентуемого сборника, Сергей Павлович рассказал о 14-ти храмах, 11 из которых разрушены и не восстановлены, это:

— Богородице-Рождественская церковь в с.Александрово;

— Успенская церковь в с. Ивановское (ныне пос. Октябрьский);

— Ильинская церковь на месте Ильинского погоста (ныне в районе Вельяминово);

— Вознесенская церковь в Воскресенске (Истре);

— Троицкая церковь в с. Мушкино (ныне район Синево, Бужарово);

— Троицкая церковь в с. Назарово;

— Богородице-Рождественская церковь в с. Васильевское;

— Успенская церковь в Онуфриево;

— Богородице-Рождественская церковь в с. Савельево;

— Крестовоздвиженская церковь в Телепнево;

— Знаменская церковь в с. Хованское (Космодемьянское).

Некоторые из этих церквей стали жертвами «революционно настроенных» рабочих и крестьян после революции 1917 года, другие были взорваны отступающими советскими войсками в 1941 году, т.к. высокие колокольни были хорошими ориентирами для вражеской артиллерии, как были разрушены другие – часто остаётся загадкой. Трудность с восстановлением этих храмов во многих случаях заключается в том, что населённые пункты, в которых они стояли, либо исчезли с лица земли, либо стали настолько бедны жителями, что местная община не в состоянии «потянуть» такое недешевое мероприятие, как строительство храма. В некоторых случаях бывшая под храмами земля продана в частную собственность.

Три других церкви, о которых говорится в сборнике, имеют более счастливую судьбу и ныне восстанавливаются, это:

— Богородице-Рождественский храм в Надовражино;

— Никольская церковь в Никулино;

— Успенская церковь в Пречистом.

Храм в Надовражино восстановлен на средства семьи православного журналиста Крутова; Никольская церковь строится (само здание уже почти построено, идут службы, но пока не расписано) на частные пожертвования; Церковь в Пречистом существует в настоящее время в виде временной деревянной постройки.

Как отметил Сергей Павлович, решена одна важная задача, которую ставили перед ним церковные власти нашего района – точно определены места, где стояли утраченные храмы, а на их местах поставлены памятные кресты. Памятные кресты выполняют важную функцию – сохранения памяти о разрушенных святынях, люди могут всегда прийти к этим местам и поклониться им, у крестов проводятся богослужения.

Герой встречи поделился с нами своими творческими планами, в них —  издание более серьёзной как по объёму, так и по содержанию книги об «утраченных Божьих домах». В сети Интернет вниманию всех, кто интересуется этой темой, доступен ресурс «Утраченный Божий дом», с которого начинали свою работу над проектом С.П. Носиков и С.Ю. Мамаев, он постоянно пополняется новой  информацией.

В ходе рассказа С.П. Носикова несколько раз прозвучала фамилия истринского предпринимателя и мецената 19 века, Павла Григорьевича Цурикова, который очень много сделал для благотворительности, в том числе и для церквей, будучи церковным старостой Лужковской церкви с 1852 по 1878, год своей смерти. Сбором информации об этом, без преувеличения замечательном человеке, Сергей Павлович начал серьёзно заниматься  осенью 2014 года. В планах Носикова – издание книги о П.Г. Цурикове, девизом геральдического герба которого стал «Бог моя надежда». Стенд, посвящённый Цурикову, размещён в читальном зале нашей библиотеки, вы всегда можете ознакомиться с его содержимым.

Центральная районная библиотека им. А.П. Чехова искренне благодарит Сергея Павловича Носикова за плодотворное сотрудничество и надеется на новые интересные встречи с ним.

Вероника Каморная, ведущий библиотекарь Отдела обслуживания Центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова

Один комментарий на «Храмы Истринской земли»

  1. Уведомление: Храмы Истринской земли | 14+ Истринская центральная районная библиотека имени А. П. Чехова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *